Все заголовки СМИ, информационных передач и новостей ежедневно кричат нам не только об опасности вируса, но и об ухудшающейся ситуации с экономикой. И если с COVID-19 ситуация проясняется, становятся более понятны способы сохранить здоровье и виден просвет, то состояние мировой экономики показывает только регресс. Рушатся и крупные и мелкие компании, приходит волна безработицы и всеобщее недовольство. Как же остаться на плаву и что поможет?
Бери быка за рога!
Не для кого не секрет, что если где-то плохо, то обязательно найдется и где хорошо. И на сегодняшний день это «хорошо» закрепляется в интернете. Люди ограничены в передвижениях, многие отказались от прогулок, выхода из дома и стараются максимально удовлетворять все обыденные потребности во всемирной паутине. Это и есть тот момент, когда можно не потерять, а приобрести. Если у вашего бизнеса еще нет сайта, приложения, сервиса или он недостаточно развит, пора заняться данным вопросом.
На самом деле торопиться есть куда, но и опускать руки, если ничего нет – не нужно. По прогнозам, короновирус отступит не скоро, и это даст людям время, чтобы привыкнуть к такому взаимодействию с компаниями, а возможно и сделает их вашими постоянными клиентами. Не забывайте и о том, что это может дать вам возможность расшириться: увеличить радиус оказания услуг и ассортимент. Вас больше не ограничивает площадь или расположение.
Что пригодиться?
Первым делом ответьте на главный вопрос - достаточно ли проработано лицо вашей компании в интернете? Есть ли сайт, актуальна ли там информация, презентабелен ли внешний вид и как вы выглядите на фоне основных конкурентов? Все это поможет сориентироваться и определить модель развития бизнеса, вместо упадка. Также, это поможет грамотно перераспределить бюджет закрывая, в первую очередь, самые критичные вопросы.
Теперь у нас есть 2 пути, по которым следует двигаться. Если сайта у вас нет, начинаем с самого главного:
- Выбор подрядчика. Сейчас этот вопрос наиболее острый, потому что здесь нужно соблюсти баланс между экономией и качеством. Не попадайтесь на удочку недобросовестных фирм, обещающих за смешные деньги сделать все на высшем уровне! Разработчики так же получают заработную плату, как и сотрудники вашей компании, и хорошо работать в убыток никто не будет. Вывод один – сделают, но плохо. А может и вообще не доделают. Любая стоимость должна быть обоснована. Плохой сайт вам точно не нужен. Он не привлечет клиентов в условиях растущей конкуренции в сети. Посмотрите примеры работ, запросите коммерческое предложение, не стесняйтесь общаться с менеджером и задавать вопросы.
- Выбор сайта. В зависимости от сферы бизнеса, ассортимента, направления на реализацию товаров или услуг необходимо определиться, какой же сайт вам все-таки нужен. Это может быть и одностраничный Landing Page, и информационный ресурс, и корпоративный портал, и сайт-каталог, и магазин. Выбор очень широк, так как сайт еще может представлять собой комбинированный ресурс, сочетающий в себе большой информационный блок, каталог с возможностью покупки и заказ услуг. Если говорить об условиях кризиса и переноса бизнеса в онлайн мы рекомендуем Landing Page для рекламной кампании, если у вам мало товаров, интернет-магазин (который позволит покупать не выходя из дома) и комбинированный ресурс при реализации услуг (здесь есть хорошая возможность для продвижения, так как он комплексно содержит все необходимые элементы и функционал). От вашего выбора будет зависеть и стоимость. Если компания добросовестная, перед назначением цены у вас обязательно спросят о специфике бизнеса, ваших целях и предпочтениях и посчитают итоговую стоимость уже индивидуально с пояснениями. Обратите внимание и на то, что смета на стоимость должна содержать пункты: что будут делать и сколько времени это займет.
- Наполнение. Даже самый красивый и проработанный ресурс нуждается в хорошем наполнении. Настоятельно призываем вас отнестись внимательно к этому процессу. Принимайте участие, делитесь информацией, фотографиями и идеями. Особенность всех последний обновлений поисковых систем – это хороший контент, полезный и понятный людям. Специалисты, конечно же, могут сделать всю работу за вас, но никто не знает так хорошо ваш бизнес как вы сами.
- Оптимизация. Для выхода сайта ему необходимо провести оптимизацию: технические работы, прописать мета-теги и много другой информации, которая может быть для вас не знакома и не понятна. Старайтесь не отказываться от данного этапа в целях экономии. Это даст отложенный, но ощутимый результат в дальнейшем.
- Публикация. Когда подрядчик завершил работы, это открывает для вас новую сферу деятельности, к которой нужно будет привыкнуть и приспособиться. Здесь многое зависит именно от вас. Найдите время на анализ и постарайтесь добавить именно такие торговые предложения, которые зацепят вашего покупателя. В помощь можете взять себе кого-то из обычного штата, чтобы не сокращать работников. Поручите самым ответственным заняться администрированием или ответом на заявки и звонки с сайта.
- Заявите о себе. Сайт готов, но по мановению волшебной палочки он не сможет быть в ТОП 10 по запросам в сети. На это нужно время, а времени у вас нет. В таком случае поможет рекламная кампания. Она должна быть продумана. Мы не рекомендуем вам использовать услуги не профессиональных фирм и частных специалистов. Особенно если вам обещают один раз настроить рекламу и… на этом все! Этот процесс требует, даже после запуска, анализа и корректировок. Иначе результата не будет. Для большинства компаний наиболее эффективной может оказаться реклама в социальных сетях или ретаргетинг. Обязательно уделите этому внимание и послушайте мнение специалистов, к которым вы будете обращаться.
Если сайт у вас все же есть, необходимо пойти по следующему пути:
- Определиться с его ценностью и рентабельностью. Если сайт сильно устарел, проще и дешевле будет разработать новый ресурс. Для этого вернитесь к предыдущему блоку.
- Провести техническую оптимизацию. На самом деле это то, что нужно сделать в первую очередь, потому что если есть какие-то грубые технические нарушения или ошибки, результата не будет. Самостоятельно сделать это вы, скорее всего, не сможете, поэтому выберите подрядчика, который выполнит для вас комплекс работ, описанных далее, а не каждую по отдельности. Это позволит более грамотно подойти к проработке ресурса.
- Доработать внешний вид. Запущенный и неаккуратный ресурс создаст ощущение ненадежности и вряд ли кто-то заинтересуется вашим предложением. Работы должны включать в себя не только изменения в дизайне, но и юзабилити (удобство использования ресурса для пользователя). Здесь обращается внимание и на логику структуры и на функциональные элементы.
- Создать качественные страницы с предоставлением того, что вы пытаетесь реализовать, будь то товары или услуги. Соблюдаем полноту, полезность и уникальность информации с рекомендациями поисковых систем. Грамотный специалист справиться с данной задачей без особого труда. Не забывайте только быть на связи и предоставлять нужную информацию.
- Позаботиться о способах заказа и связи с вами – это максимально простые для заполнения формы, номера телефонов. Любой человек, попавший на сайт, должен понимать, как ему получить товар или услугу. Самый идеальный вариант, это дать возможность выбора, общаться с вами по переписке или позвонить, так как не все охотно идут на контакт с незнакомыми людьми по телефону. Учитываем, что избыток и недостаток форм одинаково пагубно сказывается на конверсии, так как излишняя навязчивость порой вызывает только негатив.
- Заказ. Реализовать возможность онлайн покупки по безналичному расчету – рекомендуем подключить онлайн-кассу и интернет-экваринг, тогда и 54-ФЗ не нарушается. Это то, ради чего все и затевалось. Если клиент не может прийти к вам в магазин или офис, пусть это станет доступным ему прямо с дивана.
- Мобильная версия. Огромное количество трафика приходится на смартфоны. Если вы об этом забудете, то все, кто придёт к вам с телефона, скорее всего, не смогут ничего выбрать и купить. Сайт должен быть одинаково удобен со всех популярных устройств.
- Проработка. Как только минимальные требования соблюдены не бросайте все как есть, доведите ресурс до ума – расширяйте ассортимент, крутите акции, придумайте программу лояльности для тех, кто будет возвращаться к вам не единожды.
Хороший сайт = удобный сайт – не забудьте о простоте и удобстве для клиента с любым уровнем навыка использования интернета, ведь сейчас здесь появится больше людей старшего поколения. Поиск, калькуляторы, фильтры подбора - все это пригодится и упростит взаимодействие.
Услышьте обо мне!
С переходом части активных предпринимателей в интернет не забывайте о нарастающей конкуренции в нише. Для комфортного развития нужно заработать имя и репутацию в сети, и для этого потребуется не только заботиться о качестве, но и собирать трафик с нескольких каналов. О вас, прежде всего, должны узнать. Поэтому комплексный подход даст наиболее ощутимый результат. Проанализируйте сами или обратитесь к специалистам для определения мест эффективности вашей целевой ниши и способов воздействия на нее. Проработанный ресурс – это часть большой системы в погоне за покупателем, где большую долю занимают социальные сети и реклама.
Что делать если вы не доставка еды…
Если ваш бизнес имеет свою специфику и не предусматривает полный уход в онлайн, постарайтесь проявить гибкость, а не просто ждать. Опираясь на клиентский спрос, можно придумать временные решения, которые позволят частично удовлетворить потребности и остаться на плаву. Даже в самый суровый кризис люди не перестают полностью покупать привычные товары, а стараются более тщательно делать свой выбор, основываясь на диктуемых из вне условиях. Не пытайтесь уйти в «добивание» постоянным навязыванием, это лишь вызовет еще больший стресс и негатив.
Не завышайте и не снижайте чрезмерно цены. Первое отпугнет покупателей, а второе разорит вас еще быстрее чем затянувшийся кризис. Вместо этого продумайте какие-то специальные (но временные!) акции или создайте отдельную линейку товаров по более лояльным ценам, где вы можете сэкономить и поддерживать интерес на рынке.
В данный момент на пике востребованности сфера с заказом еды на дом. Но не весь бизнес - это еда. А что же делать если вы продаете одежду? Попробуйте внедрить акцию по бесплатной примерке на дому при покупке от 2 вещей (чтобы оправдать дорогу). Шоппинг не выходя из дома стал давно осуществим. Так вы и сохраните штат (временно, переведя сотрудника на доставку) и поддержите тех клиентов, которые периодически покупают что-то именно у вас.
Для фитнес-центров и обучающих курсов есть вариант перейти на онлайн-тренинги. Некоторые компании уже начали практиковать данный вид занятий. Например, «WeGym» проводит тренировки по видео связи для тех, кто не хочет прерывать свои занятия на время карантина. Если часть клиентов не хочет идти по такому пути, предложите заморозить абонемент или добавьте потом к нему несколько посещений в подарок.
В период карантина многие девушки лишились возможности записи к бьюти-мастерам. Чтобы не потерять клиентов, обзвоните каждого и перенесите дату записи. Максимально открыто публикуйте информацию о мерах предосторожности в салоне: дезинфекция, одноразовая посуда, раздача масок, контроль количества людей в зале, расстояние между столами. Уберите вещи общего пользования, такие как журналы, ручки. Для вытирания рук и головы перейдите на одноразовые полотенца. Клиент должен понимать, что вы максимально заботитесь о его здоровье и о здоровье своих сотрудников. Это поможет повысить лояльность. Интересным шагом может послужить аренда небольшого помещения для индивидуального обслуживания клиента. Так вы сможете избежать переполненного зала. По данному пути уже пошли некоторые салоны красоты в Москве. Вариантом может быть так же и услуга «заказа на дом». Обратите внимание на возрастающие расходы и сделайте анализ рынка, чтобы определить, сколько клиентов смогут заплатить больше, чтобы не уйти в минус.
Напоследок
Главное - не отчаивайтесь и не поддавайтесь панике. После любого падения начинается этап подъема. Следите за новостями ежедневно и перестраивайтесь по ситуации. Если вы разовьете онлайн-сферу, то после восстановления экономики у вас будет уже не только тот формат бизнеса, что был раньше, но и новая ветка развития в интернете. Это позволит сохранить любимое дело и поднимет престиж бренда.