Сейчас в мире лютует коронавирус, и люди пострадают не только от болезни, но и от экономических последствий эпидемии. Все это приведет к пересмотру автомобильных ценностей.
Грядет обвал
COVID-19 дорого обойдется всему миру, и оправляться от него многие страны будут долго. Так, глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева уже заявила, что в 2020 году мировую экономику ожидает рецессия. И хотя восстановление возможно уже в 2021-м, оно будет зависеть как от экономических, так и от медицинских мер, принимаемых государствами. При этом, что предсказуемо, развитые страны восстановятся быстрее развивающихся.
Тем не менее очевидно, что во многих сферах ожидается падение. Если говорить об автопроме, то ближайшие несколько месяцев - это наверняка период больших потрясений. В феврале продажи автомобилей в Европе упали на 7% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. А ведь тогда еще не было жесткого карантина, никто не знал, что ожидает Италию и Испанию, то есть это был тревожный, но еще относительно "нормальный" месяц.
Что будет по итогам марта, можно представить лишь приблизительно. Ориентироваться можно на Китай, где в феврале, в самый пик эпидемии, продажи рухнули на 79,1%.
Европейский рынок ожидает что-то похожее. Во-первых, в условиях жестких карантинных мер автомобильные продажи остановились. Во-вторых, многие заводы временно закрыты. Сколько продлится данная ситуация, будет зависеть от дальнейшего распространения коронавируса и успешности принимаемых мер по борьбе с ним. В любом случае это недели и месяцы. Что будет дальше?
Мир станет другим
В любом случае за спадом последует подъем. Рано или поздно режим карантина будет снят, страны постепенно начнут возвращаться к нормальной жизни. Вот только прежней она не будет. Уже сейчас аналитики говорят о том, что пандемия приведет к пересмотру привычных форм ведения деловой активности и розничных продаж, к новым подходам в процессе обучения и, конечно, более серьезному подходу к вопросам медицины, эпидемиологии и общественной безопасности.
Если говорим про автомобильную сферу, то можно предположить, что куда активнее начнет развиваться направление онлайн-продаж автомобилей, вполне возможно, что появятся "бесконтактные" варианты оказания различных услуг, от шиномонтажа до сервиса. Особенно если в обществе будут придерживаться повышенных мер "вирусной безопасности".
Другими словами, приезжая на мойку, шиномонтаж или СТО, автовладелец даже не будет контактировать с персоналом. Он просто заполнит онлайн-заявку, оставит машину, а затем, когда все будет готово, заберет ее, не общаясь лично с кем-либо из персонала. При существующем уровне технологий это вовсе не фантастика, а вполне реализуемая модель. И да, после выполнения работ автомобиль (в частности, салон и органы управления) будут подвергаться тщательной дезинфекции.
Исторический опыт
Отдельный разговор - про то, как может измениться автопарк с учетом нанесенного экономикам многих стран ущерба. Здесь имеет смысл обратить внимание на автомобильную историю: на чем "выезжали" автомобильные производители из прежних глобальных кризисов?
Примеров более чем достаточно. В разоренной после Второй мировой войны Европе стали популярны забавные на вид, но выполняющие транспортную функцию кабинороллеры. Достаточно вспомнить Messerschmitt и Isetta - последняя на несколько лет стала палочкой-выручалочкой для BMW. Но это все же крайность.
В то же время недорогие и массовые модели, рассчитанные на перевозку 4-5 взрослых, на несколько десятилетий обеспечили транспортом миллионы людей. Речь, конечно, про такие модели, как Volkswagen Beetle, Citroёn 2CV, Fiat 500, а позже и MINI.
Пока европейцы "жались" в малолитражках, в США господствовали полноразмерные седаны с мощными, но "прожорливыми" моторами. Однако грянувший в 1970-х энергетический кризис заставил многих затянуть пояса и задуматься об экономии - так пришло время легких и экономичных Honda Civic, Toyota Corolla, Volkswagen Golf. Понятно, что многие американцы остались верны "баржам", но приход более экономичных японских и европейских моделей способствовал тому, что и американские концерны обратили внимание на более компактные модели.
Время пересмотреть ценности?
Понятно, что сейчас речи о повышении топливной экономичности не идет - жесткие эконормы и так "затянули гайки" производителям по полной. Причем дошло до парадокса: как раз самые небольшие модели вроде Volkswagen Up! или Peugeot 108 производителям выпускать теперь невыгодно. Из-за жестких экологических требований себестоимость даже маленьких машин весома, а цена реализации должна быть небольшой.
В итоге страдает маржинальность, производить такие модели элементарно невыгодно, о чем многие компании заявляют последние несколько лет. И видят возможность сохранить производство только при условии перевода на электротягу, а это отдельная история.
В общем, скажем прямо: заигравшись в экологию, Европа сама отказалась от небольших, дешевых, простых автомобилей. Здесь мы не говорим про микроавтомобили и квадроциклы вроде Renault Twizy, а как раз имеем в виду малолитражки сегмента А. В итоге для многих европейцев "вход" начинается с моделей В-класса по цене в районе 10 тыс. евро. Исключение составляют разве что "бюджетники" вроде Dacia Sandero или Lada Vesta.
Но, похоже, как раз на бюджетные модели и стоило бы сделать ставку ближайшие несколько лет. Можно предположить, что снижение уровня доходов европейцев приведет к переосмыслению своих возможностей и нужд. С учетом мрачных прогнозов экономистов о рецессии, снижении доходов и безработице не исключено, что многие рядовые европейцы в ближайшее время будут вынуждены затянуть пояса.
А это означает переход на модели не только более низкого класса, но и более бюджетных марок. Некоторые эксперты уже предсказывают отказ от изначально более дорогих кроссоверов в пользу универсалов и хэтчбеков В- и С-классов, которые при сопоставимой практичности будут заметно дешевле. Что же, вполне возможно. И тогда производителям лучше бы подумать о новой волне "народных" автомобилей - без технических излишеств, но по низкой цене.
Рискну предположить, что с учетом сложившихся обстоятельств правительства стран, ранее заявивших об отказе в обозримом будущем от автомобилей с ДВС, могут пересмотреть свое решение, как вариант - перенести сроки на более отдаленное время. Ведь "электрички", как ни крути, намного дороже традиционных автомобилей, к тому же дальнейшее развитие инфраструктуры требует огромных вложений. Будут ли они возможны с учетом того, что многие автопроизводители наверняка столкнутся с серьезными финансовыми проблемами?
Последние годы в качестве средства спасения многие видели электромобили. Не случится ли так, что сейчас приоритеты будут пересмотрены, наиболее востребованными окажутся не максимально экологичные, а просто наиболее доступные автомобили, на которые и пересядут обедневшие семьи?
То же, кстати, и с коммерческой деятельностью. Автопилот, впрыск мочевины и цифровая панель - это, безусловно, круто. Но выходящему из руин бизнесу будут нужны фургоны за 15 тысяч евро, а не за 25. Вспомните, как в 1990-х ГАЗель не только спасла от краха Горьковский автомобильный завод, но и обеспечила "колесами" многие предприятия.
По какому пути пойдет европейский автопром, узнаем через какое-то время. А, скажем, российский и так ориентирован на выпуск простых и недорогих моделей. Что не удивительно, учитывая, что в лидерах продаж у наших соседей - одна из самых бюджетных моделей на рынке Lada Granta, а компанию ей составляют чуть более дорогие Vesta и KIA Rio. В Беларуси топ-3 по итогам 2019 года - Lada Vesta, VW Polo и KIA Rio. Так что идем той же дорогой, ну а дальше время покажет.
Более 36 тысяч предложений в базе объявлений Автобизнеса