Найти тему
ABW

Коронавирус заставит затянуть пояса и пересесть на дешевые автомобили. И это не худший сценарий

Сейчас в мире лютует коронавирус, и люди пострадают не только от болезни, но и от экономических последствий эпидемии. Все это приведет к пересмотру автомобильных ценностей.

Грядет обвал

COVID-19 дорого обойдется всему миру, и оправляться от него многие страны будут долго. Так, глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева уже заявила, что в 2020 году мировую экономику ожидает рецессия. И хотя восстановление возможно уже в 2021-м, оно будет зависеть как от экономических, так и от медицинских мер, принимаемых государствами. При этом, что предсказуемо, развитые страны восстановятся быстрее развивающихся.

-2

Тем не менее очевидно, что во многих сферах ожидается падение. Если говорить об автопроме, то ближайшие несколько месяцев - это наверняка период больших потрясений. В феврале продажи автомобилей в Европе упали на 7% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. А ведь тогда еще не было жесткого карантина, никто не знал, что ожидает Италию и Испанию, то есть это был тревожный, но еще относительно "нормальный" месяц.

Что будет по итогам марта, можно представить лишь приблизительно. Ориентироваться можно на Китай, где в феврале, в самый пик эпидемии, продажи рухнули на 79,1%.

Европейский рынок ожидает что-то похожее. Во-первых, в условиях жестких карантинных мер автомобильные продажи остановились. Во-вторых, многие заводы временно закрыты. Сколько продлится данная ситуация, будет зависеть от дальнейшего распространения коронавируса и успешности принимаемых мер по борьбе с ним. В любом случае это недели и месяцы. Что будет дальше?

Мир станет другим

В любом случае за спадом последует подъем. Рано или поздно режим карантина будет снят, страны постепенно начнут возвращаться к нормальной жизни. Вот только прежней она не будет. Уже сейчас аналитики говорят о том, что пандемия приведет к пересмотру привычных форм ведения деловой активности и розничных продаж, к новым подходам в процессе обучения и, конечно, более серьезному подходу к вопросам медицины, эпидемиологии и общественной безопасности.

-3

Если говорим про автомобильную сферу, то можно предположить, что куда активнее начнет развиваться направление онлайн-продаж автомобилей, вполне возможно, что появятся "бесконтактные" варианты оказания различных услуг, от шиномонтажа до сервиса. Особенно если в обществе будут придерживаться повышенных мер "вирусной безопасности".

Другими словами, приезжая на мойку, шиномонтаж или СТО, автовладелец даже не будет контактировать с персоналом. Он просто заполнит онлайн-заявку, оставит машину, а затем, когда все будет готово, заберет ее, не общаясь лично с кем-либо из персонала. При существующем уровне технологий это вовсе не фантастика, а вполне реализуемая модель. И да, после выполнения работ автомобиль (в частности, салон и органы управления) будут подвергаться тщательной дезинфекции.

Исторический опыт

Отдельный разговор - про то, как может измениться автопарк с учетом нанесенного экономикам многих стран ущерба. Здесь имеет смысл обратить внимание на автомобильную историю: на чем "выезжали" автомобильные производители из прежних глобальных кризисов?

-4

Примеров более чем достаточно. В разоренной после Второй мировой войны Европе стали популярны забавные на вид, но выполняющие транспортную функцию кабинороллеры. Достаточно вспомнить Messerschmitt и Isetta - последняя на несколько лет стала палочкой-выручалочкой для BMW. Но это все же крайность.

В то же время недорогие и массовые модели, рассчитанные на перевозку 4-5 взрослых, на несколько десятилетий обеспечили транспортом миллионы людей. Речь, конечно, про такие модели, как Volkswagen Beetle, Citroёn 2CV, Fiat 500, а позже и MINI.

-5

Пока европейцы "жались" в малолитражках, в США господствовали полноразмерные седаны с мощными, но "прожорливыми" моторами. Однако грянувший в 1970-х энергетический кризис заставил многих затянуть пояса и задуматься об экономии - так пришло время легких и экономичных Honda Civic, Toyota Corolla, Volkswagen Golf. Понятно, что многие американцы остались верны "баржам", но приход более экономичных японских и европейских моделей способствовал тому, что и американские концерны обратили внимание на более компактные модели.

Время пересмотреть ценности?

Понятно, что сейчас речи о повышении топливной экономичности не идет - жесткие эконормы и так "затянули гайки" производителям по полной. Причем дошло до парадокса: как раз самые небольшие модели вроде Volkswagen Up! или Peugeot 108 производителям выпускать теперь невыгодно. Из-за жестких экологических требований себестоимость даже маленьких машин весома, а цена реализации должна быть небольшой.

В итоге страдает маржинальность, производить такие модели элементарно невыгодно, о чем многие компании заявляют последние несколько лет. И видят возможность сохранить производство только при условии перевода на электротягу, а это отдельная история.

В общем, скажем прямо: заигравшись в экологию, Европа сама отказалась от небольших, дешевых, простых автомобилей. Здесь мы не говорим про микроавтомобили и квадроциклы вроде Renault Twizy, а как раз имеем в виду малолитражки сегмента А. В итоге для многих европейцев "вход" начинается с моделей В-класса по цене в районе 10 тыс. евро. Исключение составляют разве что "бюджетники" вроде Dacia Sandero или Lada Vesta.

-6

Но, похоже, как раз на бюджетные модели и стоило бы сделать ставку ближайшие несколько лет. Можно предположить, что снижение уровня доходов европейцев приведет к переосмыслению своих возможностей и нужд. С учетом мрачных прогнозов экономистов о рецессии, снижении доходов и безработице не исключено, что многие рядовые европейцы в ближайшее время будут вынуждены затянуть пояса.

А это означает переход на модели не только более низкого класса, но и более бюджетных марок. Некоторые эксперты уже предсказывают отказ от изначально более дорогих кроссоверов в пользу универсалов и хэтчбеков В- и С-классов, которые при сопоставимой практичности будут заметно дешевле. Что же, вполне возможно. И тогда производителям лучше бы подумать о новой волне "народных" автомобилей - без технических излишеств, но по низкой цене.

-7

Рискну предположить, что с учетом сложившихся обстоятельств правительства стран, ранее заявивших об отказе в обозримом будущем от автомобилей с ДВС, могут пересмотреть свое решение, как вариант - перенести сроки на более отдаленное время. Ведь "электрички", как ни крути, намного дороже традиционных автомобилей, к тому же дальнейшее развитие инфраструктуры требует огромных вложений. Будут ли они возможны с учетом того, что многие автопроизводители наверняка столкнутся с серьезными финансовыми проблемами?

Последние годы в качестве средства спасения многие видели электромобили. Не случится ли так, что сейчас приоритеты будут пересмотрены, наиболее востребованными окажутся не максимально экологичные, а просто наиболее доступные автомобили, на которые и пересядут обедневшие семьи?

-8

То же, кстати, и с коммерческой деятельностью. Автопилот, впрыск мочевины и цифровая панель - это, безусловно, круто. Но выходящему из руин бизнесу будут нужны фургоны за 15 тысяч евро, а не за 25. Вспомните, как в 1990-х ГАЗель не только спасла от краха Горьковский автомобильный завод, но и обеспечила "колесами" многие предприятия.

По какому пути пойдет европейский автопром, узнаем через какое-то время. А, скажем, российский и так ориентирован на выпуск простых и недорогих моделей. Что не удивительно, учитывая, что в лидерах продаж у наших соседей - одна из самых бюджетных моделей на рынке Lada Granta, а компанию ей составляют чуть более дорогие Vesta и KIA Rio. В Беларуси топ-3 по итогам 2019 года - Lada Vesta, VW Polo и KIA Rio. Так что идем той же дорогой, ну а дальше время покажет.

Более 36 тысяч предложений в базе объявлений Автобизнеса

Авто
268,3 тыс интересуются