Найти тему
Андрей Станков

Как выжить тур.агентству, когда умерла вся тур.отрасль?

Есть две стратегии

1. Закрыться. Отпустить всех б/с, попросить каникулы по аренде и ждать лучших времен. Если "жиру" нет совем, то скорее всего вы уже так и сделали и особого выхода у вас не было.

2. Решить, что можно начать делать сейчас, чтобы покрывать хотя бы минимальные расходы, а также начать готовиться к различным сценариям после окончания карантина.

Волшебной таблетки точно нет. И статья эта - результат моего мозгового штурма с желанием хоть как-то помочь (идеями) этой отрасли. Написал все идеи, даже самые безумные, возможно вы их как-то адаптируете и сможете применить.

Итак, что можно делать прямо сейчас:

1. Продавать туры. Да-да. Конечно, вы должны сделать суперпредложение, преподнести все так, что клиенту безумно выгодно купить у вас тур именно сейчас. Естественно, это будут туры на "через полгода" минимум. Но если цена будет очень привлекательной (а ведь если поговорить с партнерами, у которых тоже дела, мягко говоря, так себе - возможно они согласятся сделать огромные скидки на проживание в отелях и пр.) - то клиенты будут готовы нести вам деньги?

2. Продавать деньги. А точнее - внутреннюю валюту. Все думают, что доллар будет расти. Возможно он действительно будет расти. Но сейчас вам нужны хоть какие-то деньги в оборот. При этом многие экономисты считают, что через полгода доллар откатиться либо ниже текущих значений, либо останется на уровне, как сейчас (после возможного скачка через 2-3 месяца). Предложите клиентам покупать у вас "внутреннюю валюту" по текущему курсу (1 единица внутренней валюты = 1 доллару США). Эту валюту они в будущем смогут потратить на покупку туров у вас по тому курсу, который будет в то время. Учитывая, что сейчас доллары купить очень сложно - возможно клиентам понравится идея обменять свои деньги на "виртуальные доллары". С реализацией этой затеи, конечно, придется поломать голову (как это все оформлять)

3. Продавать членство в клубе. Придумайте супер условия для членов вашего клуба путешествий. Объявите, что на время карантина членство в клубе открыто, а потом закроется или будет дороже для новых участников. И можете продавать клубные карты по небольшой цене. Можно проработать схему ежемесячных платежей. Клиент платит вам ежемесячно и таким образом копит на путешествия, которые он получает по более выгодным ценам.

4. Продавать дисконты/будущие скидки. Аналог клубной карты, но в более упрощенном варианте. Вы продаете дисконты на постоянную скидку на туры в будущем. Чтобы это было интересно - скидка должна быть максимально интересной. С ценой дисконта нужно экспериментировать. Какое предложение заинтересует клиентов?

5. Продавать страхование. Наверняка ваши менеджеры постоянно продавали туристические страховки. В период пандемии можно попробовать рассмотреть варианты временной переориентации продаж на продажи страхования жизни, здоровья? Если вы сделали домашнюю работу и у вас есть оцифрованная клиентская база - то начать нужно будет с рассылки и обзвона клиентов.

6. Продавать сувениры. Если вы на связи со своими партнерами в других странах, если почтовая доставка продолжает работать из этой страны (много "если", я знаю), то можно временно превратить свои онлайн-каналы продаж в продажу разных товаров и сувениров из других стран. Не представляю, сработает это или нет, но протестировать будет достаточно не сложно, особенно, если у вас раскаченная инстаграм страница и есть таргетированная реклама. Люди сидят дома, люди сидят в интернете, людям скучно и они не могут потратить деньги на улице. Почему бы не порадовать себя сувениром из страны, в которую он вряд ли поедет в ближайшее время? Альтернативный вариант - не ограничиваться сувенирами, включить в ассортимент и одежду, и другие товары. Знаю, слабая идея, но кто знает? Вдруг у вас сейчас какая-то лампочка зажглась в голове и вы знаете, как это может сработать у вас?

7. Переориентироваться на продажу сопутствующего путешествиям товара с доставкой. Здесь, в отличие от пункта 6, важно найти поставщика в вашем городе и организовать доставку. Если нельзя путешествовать - давайте готовиться к путешествиям! Предложите своей клиентской базе чемоданы? Кепки? Панамы? Купальники? Одежда? Обувь? Все что угодно, что может пригодиться в путешествии. Обговорите с партнером-поставщиком спец.цены для вас на время карантина, наверняка у них тоже дела идут не лучшим образом, ваша база клиентов может быть для них неплохим подспорьем.

8. Устраивать лотереи. Суть лотереи: участники платят небольшую сумму и получают право участвовать в розыгрыше сертификата на путешествия. Механика простая: все скинулись (например, 300 человек) по 2000 тг., и кто-то один выиграл сертификат на 200 тысяч на путешествия. Итог - вы в прибыли на 400 тысяч. Лотерею придется пиарить, суммами можно играть (возможно билет нужно продавать за 5000 тг. и 100 участникам, или наоборот за 1000 тенге, и разыгрывать сертификат на 50 тысяч), поставить ограничение на минимум участников (Если не набирается 50 участников - деньги возвращаются, лотерея прекращается) - все эти детали нужно проработать вам, если решитесь попробовать реализовать эту идею.

Теперь поговорим о действиях, которые стоит делать сейчас, чтобы получить преимущество после окончания карантина.

1. Самое время развивать клиентскую базу! Прежде всего - займитесь соц. сетями. Охваты в соц. сетях сейчас возросли в разы, все сидят дома в телефонах. Выдавайте интересный контент, вызывайте желание путешествовать, рассказывайте, проводите эфиры, развлекайте, НЕ ОТКЛЮЧАЙТЕ таргетированную рекламу, столько, сколько сможете. Есть шанс получить прирост подписчиков больше, чем обычно (ведь другие тур. агентства снизят активность), завоевать доверие и лояльность потенциальных клиентов, запомниться.

2. Обучайтесь! В текучке для обучения не остается времени. А ведь в туризме знания - это самое ценное! Пусть менеджеры штурмуют информацию про страны, отели. Пусть учат не только стандартную информацию, которую выдают туристам в каждом агентстве - изучают интересные факты, шутки, особенности, языки! Подумайте, как впечатлить клиента, как создать ВАУ-эффект от общения с менеджером!?

3. Ищите уникальное торговое предложение. Пока все остальные паникуют - есть время подумать, как можно сделать лучше, быстрее, круче? Оптимизировать бизнес-процессы.

4. Наращивайте онлайн-продажи. За время самоизоляции люди привыкнут все делать через интернет. Поэтому сейчас очень важно развивать онлайн-каналы продаж. Прежде всего - социальные сети (см. пункт 1).

5. Меняйте ассортимент. Во-первых, не ясно, как скоро снимут карантин в туристических странах. Поэтому нужно сразу ориентироваться на внутренний туризм и страны - где сейчас вирус не слишком сильно распространен, либо побежден (Китай). Во-вторых, даже после снятия карантина - у людей может еще какое-то время держаться страх перед другими странами (вдруг опять вспышка?), да и мы наблюдаем разворачивание экономического кризиса, которые может повлиять на покупательскую способность.

6. Развивайте вспомогательные туристические направления. Туристическая отрасль может войти в ступор на несколько месяцев и стоит задуматься о дополнительном заработке. Подойдут идеи 6 и 7 из списка выше. Подумайте над сферой альтернативных путешествий: организация пикников, походов по Казахстану и области.
Рассуждайте так: клиент выходит в отпуск, но не едет отдыхать. Чем он займется (кроме домашних дел)? Попробуйте реорганизоваться и добавить в свой портфель услуги/продукты, которые закроют эти его потребности в отдыхе. Помимо походов и пикников, что можно сделать с небольшими затратами?
Ваши клиенты едут в путешествие за впечатлениями, подарите им впечатления без необходимости выезжать за рубеж. Квесты? Праздники? Экстрим?

И главное: выживите, не закройтесь! Потому что закроется много ваших конкурентов, восстанавливаться будут долго. Постарайтесь сохранить темп, насколько это возможно финансово - и вы получите конкретное преимущество в будущем.