Андрей Котлярчук
Одна из самых таинственных загадок Сибири – легенда о Золотой богине вогулов. Места, о которых пойдет речь, настолько глухие, что сюда до сих пор не проникают даже геологические партии, а последняя экспедиция Российского географического общества побывала здесь в 1890-х годах.
Когда путешественник впервые попадает в сибирскую дикую тайгу, он начинает понимать, что, несмотря на разницу в климате, по труднодоступности эти края сравнимы лишь с бассейном Амазонки с его заболоченной сельвой и недружелюбными индейцами.
Местные хуторки – паули, населенные туземными охотниками, столь редки, что без проводника отыскать их в северных джунглях невозможно!
Кроме того, потомки вогулов совсем не спешат делиться с пришельцами информацией. На все вопросы о вере наложено негласное табу, а вокруг селений расположены священные рощи и озера, куда иноверцам путь навсегда заказан.
Чудь белоглазая
Я организовал много путешествий в Сибирь и всегда интересовался тайной Золотой богини вогулов. Самая любопытная экспедиция проходила в верховьях реки Северная Сосьва. Этот приток Оби начинается высоко в горах, после слияния трех речушек. Чуть выше истоков Северной Сосьвы расположена покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. Вот что поведал о ней охотник-манси Петр: «Давно-давно гора ходи нельзя было. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори – там пупы стоял, Сарньи Эква, Золотой баба. Страшно близко гора ходи. Баба шибко кричал. Люди говори страшный голос».
В тридцати километрах на восток, в верховьях Северной Сосьвы, люди издавна добывали самородное золото. Открыл это месторождение более тысячи лет назад таинственный народ «чудь белоглазая». О нем почти ничего неизвестно, но существуют два факта. Во-первых, «чудь белоглазая» в отличие от других туземных народов умела добывать драгоценные металлы и отливать сакральные изделия. А во-вторых, этот народ полностью… исчез.
О степени отдаленности этих мест от цивилизации может сказать тот факт, что нас забросили вертолетом почти на гребень Урала, затем мы сплавились по реке двести двадцать километров, после чего по рации вызвали другой вертолет, который нас и эвакуировал. В своих экспедициях найти Золотую Бабу я не очень надеялся, однако собрал множество любопытных сведений о древнем идоле вогулов.
Шесть имен богини
История донесла до нас удивительные рассказы о том, что около тысячи лет назад в верховьях Северной Сосьвы стоял верховный идол манси – Золотая Баба («Сарньи-Най»). Первые вести о ней принесли к нам новгородские ушкуйники. Они утверждали, что «Сарньи-Най находится в храме, обложенном золотом и алмазами, которые лучами своими окрестности освещают». Другие очевидцы говорили, что «внутри идола поставлены какие-то инструменты, которые издают постоянный звук, наподобие трубного».
Самое древнее письменное упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается еще в Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после посещения земли югров миссионером Стефаном Пермским: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Стефан Пермский с детства владел несколькими местными наречиями. На основе здешних иероглифов и греческого письма этот просвещенный человек создал «новое пермское письмо» для туземцев. И даже каким-то образом сумел перевести на него Библию.
В конце шестнадцатого века «воевать Сибирь» идет атаман Ермак Тимофеевич. А один из его помощников – Богдан Брязга (Брязгин) – в 1582 году совершает поход в места хантов и манси, князья которых были союзниками татарского хана Кучума.
Богдану сообщают, что в поселке князя Нимьяна, смятенные нашествием казаков, местные жители молятся Юмале. Засланный туда лазутчик-чуваш подтверждает: да, золотая статуя сидит на блюде, залитом водой, и воины пьют эту воду, присягая на верность.
Казаки рвутся в бой, острог взят, но статуи там уже нет. Через три года сюда же приходит Ермак и гибнет, попав в засаду. Ходят легенды, что его утащил на дно реки Ваги подарок царя – тяжелый панцирь с золотым орлом. Через неделю тело Ермака нашли вогулы, и панцирь отправился в сокровищницу Юмалы.
После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар Богдан Брязга побывал на мольбище остяков. Видел ли он статую или нет, неизвестно. Но остались записи, что остяки поклоняются «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле».
Почувствовав натиск царевых людей на Югру, вогулы спрятали своего Золотого идола, берегли его пуще глаза и раз за разом все дальше перемещали святыню на Восток. Во всяком случае, именно этим пытаются объяснить множество имен идола, которые известны в Сибири.
Логика проста: каждый местный народ называл богиню по-своему. Наиболее часто среди разных языковых культур имена Сарньи-Най, Остер-Тур, Дьес Эмигет, Злата Майя, Юмала и даже Калтащь-Эква (по имени сиятельной супруги верховного ханты-мансийского бога Нуми-Торума).
Князь Н.С.Трубецкой, известный русский этнограф, также считал, что Золотая Баба изображает Калтащь-Экву, которую местные народы почитают матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни абсолютно каждого человека, отмечая весь их жизненный путь на сакральных бирках.
А вот отзвук имени Юмала отчетливо слышен в названии полуострова Ямал, где также чтили богиню. Впервые это имя в 1863 году узнал от вогулов священник Попов, который написал о своем открытии в Тобольск.
По следам викингов
Но Золотой богиней вогулов интересовались не только у нас. В средние века на западе Европы о ней и ее местонахождении были созданы целые научные трактаты. Авторы считали, что культ богини связан с легендарной страной, раскинувшейся в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси ее звали Пермью Великой, а в скандинавских сагах Биармией. Населявшие страну народы поклонялись Золотой Бабе. Ее святилище, находившееся, по легендам, неподалеку от устья Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Под их присмотром находилась не только Юмала, но и ее несметные сокровища.
Викинг Торир Хунд по прозвищу Собака в 1023 году совершил разбойничий поход на Белое море и Северную Двину. Саги рассказывают, что дорогу к святилищу Золотой Бабы указала ему местная девица, влюбленная в пирата. По словам Хунда, богиня вогулов сидела на кургане в глухом лесу, держа на коленях большую чашу. Вокруг громоздились сокровища, а земля кургана была смешана с монетами.
Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько могли унести. Добрались они и до самой Юмалы, на шее которой висела огромная золотая цепь. Один из викингов прельстился ею и так сильно рубанул топором, что «голова с ужасающим треском скатилась с плеч долой». Правда, долго владеть богатством северным пиратам не пришлось. Жрецы спешно организовали погоню и вернули сокровища.
Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн побывал с политической миссией в Московской Руси в 1517 и 1526 годах. А позже, в 1549 году, опубликовал книгу «Записки о Московских делах», где описывал историю, географию, экономику и быт страны. В своих записках он упоминал о таинственной Золотой Бабе – изваянии, существующем более тысячи лет и укрываемом азиатскими жрецами на территории Сибири. По его словам, эта статуя отлита из чистого золота и издает страшные звуки.
Продолжение статьи читайте в журнале "Неизвестная Сибирь" № 2.
"Неизвестная Сибирь" - журнал о настоящем.
На сайте доступна электронная версия журнала в удобном для Вас формате!
На страницах журнала Вас ждут захватывающие путешествия, удивительные места и уникальные люди!
Мы будем рады сотрудничеству и содействию в развитии проекта.