Найти тему
Торговая техника MERTECH

Маркировка шин и покрышек в 2020 году. Что нужно знать?

С 1 декабря 2019 года вводится маркировка шин и покрышек. До конца 2020 года участники рынка должны перейти на новую систему работы. Мы расскажем, что такое обязательная маркировка, для чего она нужна, как торговать шинами и покрышками по новым правилам.

Как устроена система маркировки

Национальная система маркировки «Честный Знак» создана для контроля товарооборота. Проект ведет Центр Развития Перспективных Технологий (ЦРПТ), государственно-частная организация. Действие системы «Честный Знак» уже распространяется на алкоголь, сигареты, обувь, лекарства и другие товарные категории.

Закон об обязательной маркировке шин и покрышек начал действовать 1 декабря 2019 года. Этапы введения маркировки:

  • С 1 декабря 2019 г. открыта регистрация участников рынка на сайте ЦРПТ.
  • С 1 марта 2020 г. начнется выдача идентификационных штрих-кодов.
  • С 1 ноября 2020 г. запрещается продажа, перевозка и хранение немаркированных товаров.
  • До 1 декабря 2020 г. нужно промаркировать остатки, купленные до 1 ноября, и полученные после этой даты.

Сумма штрафа за нарушение: от 50 000 до 300 000 руб. Немаркированный товар конфискуется. Если цена партии выше 1 500 000 рублей, владельцу грозит уголовная ответственность.

Для чего нужна маркировка шин и покрышек

На рынке автозапчастей есть большой процент поддельных товаров. Некачественные покрышки и шины могут стать причиной автомобильной аварии. Обязательная маркировка должна очистить рынок от подделок. Наличие идентификационного штрих-кода будет гарантировать подлинность товара. Покупатели смогут считывать штрих-коды смартфонами, получать больше информации о покупке.

Система «Честный Знак» защищает интересы участников рынка. Увеличится прибыль компаний, продающих легальные товары. Вытеснение поддельной продукции улучшит репутацию брендов. Электронный документооборот упростит взаиморасчеты между компаниями. Владельцы бизнеса получат эффективный инструмент для создания аналитики. Государство соберет больше налогов и таможенных пошлин.

Кто и какие товары должен маркировать

Введение обязательной маркировки коснутся всех участников рынка. Изменения затронут работу производителей и импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров. Изготовители и импортеры должны промаркировать каждую единицу продукции. Продавцы должны маркировать остатки до 1 ноября 2020 года.

Маркировать нужно резиновые, пневматические и полупневматические шины и покрышки для:

  • Легковых машин.
  • Фургонов.
  • Автобусов.
  • Грузовиков.
  • Лесо- и сельскохозяйственных машин.
  • Промышленных машин.
  • Строительных машин.
  • Мотоциклов.

Участники рынка должны будут сканировать уникальные штрих-коды: во время приемки на склад, отгрузке оптовых партий, розничных продажах, оформлении возврата. Информация о движении каждой товарной единицы будет учитываться в системе.

Как устроен штрих-код Data Matrix

Каждый маркированный товар должен быть снабжен индикатором. Для контроля товарооборота используются двумерные штрих-коды Data Matrix. Уникальные коды генерирует ЦРПТ. В каждом коде содержится номер товара, серийный номер, защита от копирования. Для считывания кодов подходят только двумерные сканеры.

Этикетки со штрих-кодами наклеиваются на упаковки или товары. На оптовые упаковки наносятся коды, которые содержат информацию о продукции. Для приемки оптовой партии можно считывать общие штрих-коды. Для дополнительной маркировки могут использоваться RFID-метки.

При принятии партии нужно проверить, совпадают ли коды на упаковке с кодами в накладной. Только после проверки следует подписывать электронную накладную. Или ответственность за нарушение ложится на принимающую сторону.

Как зарегистрироваться в системе «Честный Знак»

Зарегистрироваться на сайте ЦРПТ может каждый предприниматель. Для регистрации требуется усиленная электронная подпись. Она должна быть оформлена на имя генерального директора. На компьютер следует установить ПО для работы с электронной подписью: КриптоПро или Рутокен.

Проверить, соответствует ли браузер установленным требованиям ЦРПТ, вы можете на странице регистрации. Понадобится установить плагины для работы с электронной подписью в браузере.

  • Заполните анкету участника системы.
  • Выберите товарную категорию (шины и покрышки).
  • Добавьте пользователей, которые смогут работать в системе.
  • Введите банковские реквизиты организации.
  • Укажите выбранного оператора электронного документооборота.
  • Подтвердите заявку.

Ответ придет на указанный при регистрации e-mail. ЦРПТ имеет право отклонить новую заявку. Часто причиной отклонения становятся допущенные ошибки в реквизитах организации.

Как описать товар и получить штрих-коды

Описать автомобильные шины и покрышки можно в разделе «Документы» личного кабинета. Есть 2 варианта описания, полный и упрощенный. Полное описание должны заполнять производители и импортеры. Оно состоит из следующих пунктов:

  • ИНН владельца.
  • Код GTIN (при наличии).
  • ТН ВЭД (4 и 10 знаков).
  • Наименование.
  • Модель продукции.
  • Товарный знак (бренд).
  • Размеры шин или покрышек.
  • Разновидность каркаса.
  • Значение индекса нагрузки.
  • Категория скорости.
  • Сезонность (зимние/летние).
  • Метод герметизации.

Для маркировки остатков или возврата применяется упрощенная процедура. Владельцам следует указать ИНН компании, модель товара, ТН ВЭД (2 знака). При наличии информации указывается код GTIN и товарный знак.

Жизненный цикл штрих-кодов

Для завершения маркировки недостаточно распечатать этикетки и наклеить их на товары. Новые штрих-коды необходимо ввести в оборот. Процедура также выполняется в разделе «Документы». От генерации меток до введения в оборот должно пройти не более 90 дней. Иначе коды «сгорят» и будут считаться недействительными.

Использованные штрих-коды выводятся из оборота после продажи. Существует 2 способа учета данных о продажах:

  • Интеграция товароучетной программы с личным кабинетом на сайте ЦРПТ.
  • Вручную создать учетный документ в системе электронного документооборота.

Штрих-коды являются одноразовыми. Код не может быть сгенерирован повторно для маркировки продукции. Штрих-код можно вернуть в оборот при возврате, если этикетка сохранилась. Если она утеряна, для возвращенного товара заказывается новый идентификатор.

Как подготовиться к началу маркировки

Мы советуем подготовиться к введению маркировки заранее. Начав работать с маркированными товарами до 1 ноября 2020 года, вы научитесь работать в системе без риска получить штраф за допущенные ошибки.

Этапы перехода на обязательную маркировку:

  • Получение усиленной электронной подписи.
  • Регистрация на сайте ЦРПТ по приведенной выше инструкции.
  • Обновление программного обеспечения.
  • Покупка новой техники при необходимости. Для работы с двумерными штрих-кодами нужны 2D сканеры и ТСД. Для печати этикеток понадобятся принтеры штрих-кода. Оборудование для системы «Честный Знак» вы найдете в каталоге Mertech.
  • Заказать штрих-коды для остатков в личном кабинете ЦРПТ.
  • Выгрузить полученные коды
  • Распечатать этикетки, промаркировать остатки и ввести использованные штрих-коды в оборот на сайте ЦРПТ. Эти действия можно сделать при помощи специальной программы MERTECH PRINT.
  • Провести инструктаж для персонала о новых правилах учета и продажи на кассе.

Остались вопросы? Позвоните нам по телефону или отправьте сообщение на сайте. Мы ответим на любые вопросы, связанные с маркировкой шин и покрышек. Поможем выбрать оборудование для вашего магазина.

Авто
268,3 тыс интересуются