Найти тему

Из истории музыкальных театров.

Современный детский музыкальный театр сегодня переживает время перемен, поисков новых интересных сюжетов и занимательных историй, которые бы не только носили развлекательный характер, но и были бы полезны и поучительны для юного зрителя. Благодаря активным творческим поискам руководителей, режиссеров и постановщиков детский музыкальный театр ежегодно принимает большое количество детей, желающих приобщиться к актерскому искусству и попробовать себя в актерской роли.

Сегодня в России функционирует большое количество учреждений дополнительного образования, домов культуры и творчества, различных секций и кружков, осуществляющих театральную подготовку детей. 

Детский музыкальный театр как направление в искусстве существует уже несколько веков и имеет свою неповторимую историю. Изучение развития детского музыкального театра необходимо для поддержания и осмысления лучших его традиций, для определения путей его дальнейшего развития. 

История развития отечественного детского музыкального театра берет свое начало в древности, в народных массовых действах. Народное творчество невозможно представить без элементов театральности, следовательно, истоки русского детского музыкально-театрального творчества связаны с фольклором, народными играми и обрядами. 

Первые элементы театра можно обнаружить в народных праздниках и гуляньях, посвященных культовым обрядам – проводам масленицы, встрече весны, в зимних праздничных гуляньях. В фольклоре отражается не только быт и нравы народа, но и его отношение к действительности, все жанры подчинены одной цели – эмоционально передать смысл события. «Действенная природа фольклора раскрывается в самих определениях, даваемых детьми – участниками театральных постановок: «хороводы водить», «песню играть»». Народные обрядовые игры пронизаны музыкальностью и театральностью, большинство из них представляли собой целостные театральные инсценировки, включающие в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Из игр, хороводов и песен складываются, усложняясь по мере развития, следующие виды музыкально-театральной деятельности: календарные обряды, скоморошьи игрища, крепостной театр, школьный театр и музыкальный театр.

-2

Крепостной и школьный театры пришли к нам из Западной Европы на рубеже XVI – XVII вв. Царь Алексей Михайлович, во время своей поездки на Украину, увидел грандиозные театральные представления и поручил их устроителю, Симеону Полоцкому, воспитание собственных детей. Благодаря его содействию при дворе Алексея Михайловича открылась первая «Потешная палата», в которой давали на библейские темы представления немецкие и русские дети под руководством пастора Грегори, нанятого в немецкой слободе. А.Н. Глумов так характеризует музыкальное оформление этих представлений: «Началу спектакля обычно предшествовала вступительная сцена, нечто вроде пролога с музыкальными номерами. Акты и финалы пьесы завершались интермедиями с пением кантов. Эти интермедии иногда выдерживались в серьезном характере, иногда они были шутливы по содержанию»[3, 159].

Также Симеон Полоцкий помогал в Москве знатным боярам устраивать свои домашние театры, что подтолкнуло создание крепостных театров. Дворянские семьи создавали в своих поместьях труппы из талантливых крепостных, которые развлекали бы их самих и гостей своими спектаклями. Крепостные театры обустраивались также и с целью всестороннего развития дворянских детей, очень часто дети дворян были ведущими артистами театров или их музыкальными руководителями, так как им было интересно и полезно участвовать в театральной деятельности. Иногда, даже сами дворяне могли примерить на себя ту или иную роль, ведь профессия актера считалась не достойной дворянских семей, противоречила сдержанности дворянского этикета, но быть актером в своем домашнем театре, для собственного саморазвития никогда не возбранялось. 

В 1760-х годах в усадьбе Кусково графом Петром Борисовичем Шереметьевым был создан один из самых богатых и ярких крепостных театров. Граф ответственно относился к обучению и воспитаниюсобственных детей, для них и был создан театр. Дети графа, принимали активное участие в его деятельности. Николай Петрович – сын графа был управляющим оркестром и музыкальной частью, обучался юный граф в Париже и Лейгене. Анна и Варвара, дочери графа Петра Борисовича, были ведущими актрисами театра.

Крепостной театр Шереметьевых вид изнутри.
Крепостной театр Шереметьевых вид изнутри.

Кордебалет, массовка и некоторые главные герои для спектаклей выбирались из талантливых крепостных, которых обучали письму, чтению, иностранным языкам, актерскому мастерству, музыке и балету. Обучали как взрослых актеров, так и маленьких, в которых был виден талант.Обучение проходило под пристальным контролем семьи графа, приглашались иностранные педагоги. Для обучения крепостных были обустроены специальные школы при театрах.Также нельзя не отметить, что граф Петр Борисович, обустраивал и обычные школы для своих крепостных, для обучения наукам, которые были необходимы при ведении домашнего хозяйства. 

Во времена Петра I Россия вступила в новую эпоху экономического, политического и культурного развития. Активно развивалисьи достигали своего наивысшего расцвета школьные театры. Наиболее известные из них: театр славяно-греко-латинской академии и театр медицинской академии на Яузе. В театральных представлениях участвовали ученики академий, ставили в основном пьесы, написанные педагогами академий: Дмитрием Ростовским и Феофаном Прокоповичем. Пьесы носили патриотический и исторический характер. Театр славяно-греко-латинской академии направлял свои силы на воспитание учеников, их развитие и давал закрытые спектакли для учеников и педагогов. А театр медицинской академии, напротив, давал публичные выступления для просвещения народа, в основном на выступлениях присутствовали люди «среднего» класса.

После переезда двора в Петербург главным учебным заведением страны стал Шляхтенный корпус. Здесь театр, прежде всего, использовался для лучшего усвоения иностранных языков. «Однако императрице Елизавете Петровне представления кадетов были интересны сами по себе, как театр. Она приглашала юных артистов играть при дворе, а позже в 1756 году учредила первый государственный общедоступный театр фактически на базе Шляхтенного корпуса. Главными актерами этого театра стали Федор Волков и его труппа, привезенная из Ярославля. Руководил театром Александр Петрович Сумароков, выпускник этого же учебного заведения» [4].

На рубеже XVIII-XIX вв. детские театры плотно вошли в жизнь общества, музыкальные спектакли стали любимым развлечением детей мещан и одним из действенных способов обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. 

Новый виток развития детских музыкальных театров пришелся на начало XXвека. Это связано с идеей К.С. Станиславского о необходимом «вживании» музыки в режиссерский замысел. В революционный период по всем уголкам страны открывалось множество любительских кружков, чаще партийного характера, воспевающих советские идеалы. В их деятельности участвовали и дети. Детские кружки также занимались воспитанием «правильного» товарища. На протяжении XXвека в детских театрах ставились адаптированные сказки, фантастические сюжеты, особенностью данного времени является то, что из репертуара театров исчезли спектакли с религиозным сюжетом, произошло это в связи с антирелигиозной пропагандой советской власти.  

В середине XX в. в постановки плотно вошла тематика борьбы добра со злом, сказки ставились по фантастическим сюжетам с гиперболизацией добрых и злых героев. Это послужило новым толчком для творчества композиторов, режиссеров и хореографов. 

В 60-х годах XXвека появился новый жанр: мюзикл для детей. Среди наиболее известных мюзиклов необходимо назвать: «Бременские музыканты», «Бумбараш» Г. Гладкова и «Пеппи – длинный чулок» В. Дашкевича. Примечательными чертами этих и других мюзиклов являлись: современный музыкальный язык, который в равной степени интересен и для детей и для взрослых, занимательность сюжета, сказочная и фантастическая организация материала. Тематизм мюзиклов достаточно прост, развиваясь на протяжении всего действия, модифицируясь и обретая новые качества в процессе спектакля, тематический материал легко воспринимается даже совершенно неподготовленной аудиторией, что особенно важно в детском музыкальном спектакле любого жанра.

-4

С 1990 года и по сей день, детские музыкальные театры продолжают своё развитие. Сейчас под детским музыкальным театром можно понимать и театрализованный урок, и любительскую студию, и школьный праздник, и театральные студии школ искусств.

Таким образом, выявив истоки возникновения и рассмотрев историческое развитие детского музыкального творчества, можно сделать вывод о том, что детское музыкально-театральное искусство, развиваясь с древних времен, взяв своё начало в народном творчестве, по настоящий день является одним из актуальных способов развития, обучения и воспитания детей и подростков.