Глава 5.
– Но сколько благ дали миру Штаты! – устало качал головой Бахметов. – Реально дали, и реально меняли мир. Все достижения, правда, из области менеджмента, техники и финансов. Даже какие-нибудь развитые политсистемы, развитые экономики, Голливуды и прочее – опять-таки из области менеджмента, техники и финансов. С идеями духа здесь – беда. В лучшем случае, услышишь что-нибудь об избранности американского народа. Странная культура нарциссов, занятых мыслями о прибыли! Вчера изводивших ради прибыли друг друга; а теперь – порознь и согласованно – целые народы.
Невероятно интересная культура занятых поиском прибыли молчунов! Бесконечным поиском бесконечной прибыли. Странный способ отношения к миру, способ отношения к жизни. Молчунов, расслабляющихся по вечерам со стаканом виски в руке под аккорды саксофонистов – расслабляющихся с целью набраться сил для завтрашнего поиска новой прибыли. Не упускается ли в этих поисках что-то очень важное для самой жизни? Даже сам этот вопрос к рассмотрению не будет здесь принят никем; поскольку не содержит в себе категории финансово-экономических расчётов.
Никто здесь не задумывается и о том, что можно ли проглотить больше, чем, вообще, можно глотать; и не может ли этот дисбаланс стать причиной глобальных катастроф? В эти спекуляции денег и желудка Штаты втащили едва ли не весь мир. А это – угрозы совсем другого плана. Ну, как, как сейчас миллиардам выбираться из руин привычек жить за счёт услужливых, страшно охочих до денег банков?
Учат народы жизни, но внутри себя так и не разобрались – черные, увы, не вполне любят белых; те и другие – смуглых. И смуглые держатся только своих. Разве это дело? Внешне – всё, вроде, политкорректно, а чуть отвернись… И оружие – у каждого! Слава Богу, ситуация под контролем – капитал не даст разорвать страну из-за противоречий между представителями рас. Зальёт всё беспроцентными кредитами, новыми правами и дешёвой едой. А для обеспечения результата опять должны включиться на всю мощь станки печати дензнаков. Счастливы те, кто печатает доллары! Все блага мира – к их ногам!
Но ведь доллары печатает не государство! – пронзила однажды Бахметова неожиданная мысль. – Кто-то имеет волшебную привилегию снабжать страну и мир деньгами. Невидимая миру власть. Может ли этот кто-то впасть в соблазн покупки на им напечатанные деньги самой номинальной власти? Вполне системная идея. В условиях частного контроля за выпуском денег возможны какие угодно чудеса – ведь мир снабжает деньгами обычная семья. Может, и необычная, но всё-таки семья. И она определяет, как развиваться стране и миру – наверное, для того, чтобы из рук не уплыл печатный станок.
Но, кроме денег, есть ещё эквиваленты ценности всех вещей – в первую очередь, золото. Те, кто могут неконтролируемо печатать деньги, – Сергей ловил поток идущих мимо мыслей; он, кажется, вообще переставал что-нибудь понимать, – могут на них скупать всё, что угодно – обыденные вещи, золото и даже саму власть. И ради удержания всех этих благ готовы развязывать войны. Наверное, не в ближнем контакте – могут сбросить, например, на детей и женщин пару ядерных бомб. Лёгкий способ показать, кто хозяин в доме – то есть, напугать весь мир. За счёт жизней женщин и детей! И месть за Пирл-Харбор.
Так ведь и англичане сожгли Дрезден со всеми его детьми в отместку за Манчестер. А наши всё немцам простили. Англосаксы видятся мстительными? Вопрос серьёзный! – вздрагивая, обретал ясность сознания Бахметов. – У нас в России всё забывают; а в мире есть те, кто ничего не забывает. Случилось что между первыми и вторыми – одни сразу забыли, а другие – нет. Вторые найдут способ отомстить за обиды. Расшатали, к примеру, американцы Советский Союз – о чём сами кричат сейчас с каждого угла; и сразу воспользовались плодами его развала. Наши, восстановив государство, и поперев из страны рвущих её иностранцев, забыли про все заслуги Штатов в делах разрушения России; американцы же вовсе не забыли о том, что их вытолкнули отсюда и не дали доесть целиком этот кусок Земли.
Если кто решил, что изгнанные успокоились, пусть считает себя сумасшедшим – те во сне видят, как вернуться в Россию и дожевать её до костей. Природа капитала! Друзей сожрут за милую душу – что говорить об остальных! Посадили партнёров на цепь тотальной слежки – следят за настроениями против себя – и, главное, – за гигантами промышленности Европы! Схема проста: нужное – взять, конкурентов – разорить, и всех поставить на колени. Опять экономика, опять прибыль, опять алчность. Везде и во всём. Да что же это за культура! – в отчаянии всплёскивал руками Бахметов. – Из угла любого смысла торчат уши денег. Есть ли что-то без идеи доллара? Ну, хоть что-то? Где ж на Земле ещё такое найдёшь!
Где прежние ценности американцев – семья, дом, добросовестный труд? Куда всё это делось? И было ли? Было, конечно, было – всё осталось в глубинке, а в миллионных городах всем давно заправляют финансовые спекулянты. Ими здесь стали чуть ли не все. Каждый, каждый где-то в чём-то играет со своими деньгами: от валютных бирж – до школьного тотализатора. Игра на деньги – как норма жизни. А родина, нравственность – устаревшие понятия и чуть ли не идеология национализма.