О самом знаменитом торговом пути кратко.
История создания
Тысячи лет назад Европа и Азия не знали о существовании друг друга. Древнейшие цивилизации развивались отдельно, и у каждой из них возникали свои особенности, свои ткани, специи, изделия и изобретения.
Европейцы узнали о Китае случайно: с помощью китайского дипломата Чжан Цяня, увидевшего западные цивилизации и рассказавшего об этом императору.
Так, во II веке до н.э. Китай снарядил караван с товарами и отправил его в Среднюю Азию. Именно здесь впервые сошлись два пути: с Запада и с Востока.
Несколько вариантов пути
Великий Шёлковый путь — это не одна проторённая дорога, а скорее несколько траекторий, по которым бродили караваны. Со временем на Шёлковом пути даже стали возводить города, предназначенные специально для торговцев.
Наиболее известный маршрут проходил из западного Китая через ныне казахстанский город Алма-Аты. Другой путь был построен через Киргизию. Наименее популярной была дорога по пустыням: через западную часть Казахстана, к Нижней Волге и Чёрному морю.
Товары
Китайцы были очень заинтересованы многими европейскими товарами. Они получили высоко ценимых коней, семена люцерны, виноград, грецкий орех, инжир, гранат, огурцы и многие другие сельскохозяйственные культуры. Впечатление на китайцев произвели разнообразные полотна, ковры, паласы из различных тканей.
Из Центральной Азии вывозилось золото и серебро, незаменимые для караванов верблюды, кожа и шерсть, курдючные овцы и охотничьи собаки, львы и леопарды, арбузы и дыни.
Из Китая на Запад вывозились различные фарфоровые изделия, шёлк, шерсть, бронза, порох, бумага, лекарства, парфюмерия, бивни слонов и рога носорогов, чай, рис, специи и многое другое.
Важный обмен между Азией и Европой происходил не только за счёт товарооборота. Именно с помощью Великого Шёлкового пути западный и восточный человек узнали о культуре друг друга, о традициях, религиях и обиходе столь различных между собой стран.
Происхождение названия
Великий Шёлковый путь называли по-разному в разное время и разные люди. Часто сами купцы именовали путь, исходя из того, что они везли. Шёлк — хоть и далеко не единственный товар, вывозимый из Китая, но один из главных и самых востребованных. «Шёлковым» путь начали называть в XIX веке. Это название предложил немецкий историк — Фердинанд фон Рихтгофен. Позже возникло устоявшееся название: Великий Шёлковый путь.
Особенности Шёлкового пути
Чтобы отправиться в путешествие по Великому Шёлковому пути человек должен был обладать смелостью и выносливостью. Там он мог столкнуться с голодом, жаждой, невыносимой жарой, песчаными бурями, болезнями. Климатические особенности маршрута вынуждали путешественников заменять привычных им лошадей на гораздо более неприхотливых и выносливых верблюдов. В одном караване могло быть от 3 до 300 животных.
Кроме тяжёлых природных условий главной опасностью для кочевников становились бандиты из различных городов, желающие ограбить купцов. Когда Шёлковый путь пролегал в пределах крупных государств, власти этих государств старались обеспечивать безопасность для караванов. Но державы распадались, возникали мелкие страны, силы которых не хватало для охраны кочевников. Поэтому в разные времена Великий Шёлковый путь был то страшнее, то безопаснее. Это влияло на количество путешественников, готовых отправиться на торговлю.
Окончательно Великий Шёлковый путь стал неинтересен для купцов в XV-XVI веках, когда торговля стала осуществляться по более быстрому, безопасному и выгодному пути — морскому.
Сейчас Великий Шёлковый путь — популярный туристический маршрут.