Автомобили, грузовики и велосипеды с самокатами, работающие на электричестве – современный тренд, и многие даже думают, что родоначальником идее передвижения на электротяги стал Илон Маск. Но это далеко не так, еще в далеком 1920 году советские поля пахали трактора на электричестве.
Конечно, в 20-м году это были не совсем электротрактора. Просто электролебедки на шасси от автомобиля тянули соединенный тросами плуг. Но и это для того времени был прорыв – на испытания электроплуга приехал даже Владимир Ленин – это было 22 октября 1921 года, и, по словам свидетелей, до самой темноты ходил за плугом и смотрел на его работу. Впрочем, у Ленина нашлись замечания, и он потребовал доработать плуг.
Правда, тот электроплуг не смог тягаться с обычными тракторами, и так и не пошел в серию, хотя и было изготовлено 20 образцов с учетом замечаний Ленина, и они были отправлены в поля в разные регионы СССР.
Конец 19 и начало 20 века – это золотое время электричества, телефонов и телеграфов. Электричество повсюду вводилась в промышленность и жизнь обычных людей, тот же всем известный план Ленина – ГОЭЛРО.
И к трактору на электротяги вернулись уже спустя чуть более 10 лет, в 1932 году, уже Сталин, распорядившись выделить на закупку новейшего оборудования за границей для советского Электрозавода 485 000 валютных рублей.
А в 1937 году уже два опытных электротрактора, созданных во Всесоюзном Институте Электрификации Сельского Хозяйства, вышли в поля.
В это время с электродвигателями достаточной мощности уже не было, а вот с аккумуляторами была беда. Поэтому на трактор, помимо электродвигателя (взамен внутреннего сгорания), монтировалась катушка с кабелем. Кабель соединяли с прямо с высоковольтными проводами, либо с передвижной трансформаторной подстанции. При движении механизм барабана сматывал или разматывал кабель.
Длина кабеля была большой – до 750 метров, и без перемещения трансформатора можно было вспахать от 15 до 60 гектаров.
Но опять-таки, до серийного производства дело так и не дошло – кабеля быстро изнашивались, достаточно мощных аккумуляторов не было и не предвиделось, а позже и вовсе началась война. Не до тракторов.
Но после войны интерес к электротракторам вернулся, и советские конструкторы в 1948 году предоставили на испытание сразу пять моделей: «ЭТ-2», «ЭТ-3», «ЭТ-4», «ЭТ-5» и «ЭТ-8». Их сравнили с обычным в то время трактором «СТЗ-НАТИ». Тогда выяснилось, что наиболее удачная модель – «ЭТ-5», и электротрактор в сравнении с обычным, имеет много плюсов.
В первую очередь – экономия топлива – 20 кг жидкого топлива и 70% смазочных материалов на каждый вспаханный гектар. В послевоенное время топливо было на вес золота.
Во-вторых, электротрактор быстро запускался и был готов к работе после нажатия кнопки – никаких прогревов. Третье – трактор на электричестве бесшумен. Четвертое – на электротрактор металла уходило меньше, чем на обычный.
И несмотря на то, что привязка кабелем к электросети так и осталась, что было главным минусом электротрактора, Сталин продолжил развивать тему с сельхозтехникой на электричестве. Но в 1953 году вождь умер, и Хрущев быстро свернул все идеи Сталина – то ли из мести, толи действительно считал бесперспективными.
Но можно не сомневаться, если бы Сталин прожил еще лет пять, то приемлемые электротрактора все же пахали бы землю. Иначе быть и не могло, когда Сталин ставил задачу, ее было принято исполнять.