В Новгороде Великом я побывал в третий раз, поэтому и рассказ мой будет сопровождаться фотографиями не только 2017, но и 2010 и даже 2006 года. Одну из фотографий 2010 года я поставлю даже в качестве анонсирующей. Сегодня у нас история о Новгородском кремле или, как его называют сами новгородцы, Детинце.
Парадоксальным образом город, который у нас в стране считается одним из самых древних, называется Новым. И тысячу лет назад это было абсолютно справедливо. Старым, изначальным поселением можно считать княжескую резиденцию Рюриково Городище (на другом берегу Волхова и примерно в двух километрах от центра нынешнего города).
Рядом с князем и его дружиной традиционно никто жить не хотел, поэтому купцы, священнослужители, ремесленники и прочие обыватели построили себе собственную крепость. Была она небольшой и, естественно, деревянной. Отсчет ведется от 1044 года.
Деревянный город постоянно горел (целыми оставались только храмы) и с 1333 года началась перестройка крепости в камне. Продолжалась стройка сто лет и для Средневековья это можно считать обычным сроком.
Ныне мы видим то, что дошло до нас после многочисленных разрушений и восстановлений.
Прямо перед входом в Детинец со стороны города стоит бывший обком КПСС. И сейчас там работают люди, которые делают нашу жизнь все лучше и лучше.
В силу того, что история Новгорода длинна и грандиозна, Ленин напротив обкома маленький, скромный и как будто потерянный.
Как и любое настоящее укрепление Детинец окружен рвом, и когда-то в нем проектом предусматривалась вода. Ныне же осталось скорее болото.
Когда-то здесь была Воскресенская башня, но она в XVIII веке утратилась (вроде как сгорела), поэтому оставили проход-арку.
Внутри Детинца очень много разнообразных организаций — от участка полиции до Филармонии — и поэтому отпирают ворота рано. Свободный вход с 5 утра до полуночи.
Сразу за входом по правую руку — Вечный огонь. Вид у него предельно простой, совершенно разумно решили не городить в архитектурном памятнике циклопических бетонных солдат с автоматами. Память выражается не только размером истуканов.
Туристы сюда ходят в общем ради двух вещей. Первая из них — Софийский собор, Новгородская София. Фактически, появление города и отсчитывают со времени его постройки (1045-1050 годы, хотя на этом месте точно были более ранние церкви).
Внутри ничего особенно интересного нет, если вы не разбираетесь в иконах и мощах.
Фрески практически не сохранились, а изначально (по византийской традиции) была еще и мозаика. Кроме того, на стенах археологи обнаружили и нацарапанные древние граффити самой бытовой средневековой направленности.
Разве что можно посмотреть на царское молельное место. Иван Грозный себе заказал.
Снаружи всех привлекают так называемые Магдебургские ворота.
Совершенно точно изготовлены они в католической Европе в XII веке. Но никто не знает и не помнит, как они в Новгороде оказались. Вариантов, собственно, два: либо купили, либо взяли бесплатно (трофей, кража). Но теперь Великий Новгород вообще и Софийский собор в частности без них немыслим.
Вторая история связана с голубем на кресте Собора.
В 1570 году Иван Грозный предпринял карательную экспедицию в здешние края, лично ведя опричное войско. Порядок наводился жестко и многих новгородцев поубивали (помимо прочего упоминается, что некоторых жарили в муке и я первый раз встречаю упоминание о таком странном виде казни).
А голубь присел на крест и окаменел от страха (Хотя на самом деле он свинцовый, поэтому освинцовел).
Оригинальный крест собора, кстати, утратился в ВОВ и всплыл уже в новейшее время где бы вы думали? В музее военно-инженерной академии королевства Испания! Оказывается бойцы добровольческой испанской «Голубой дивизии», которые вместе с немцами воевали в этих местах, забрали его с собой на память.
В 2004 году крест-реликвию отдали обратно, и он сейчас доступен к осмотру внутри собора. А на куполе копия.
Вот фото уже далекого лета 2006 года, как раз купол реконструируют.
Вторая же основная достопримечательно существенно моложе, но гораздо вычурнее. Это памятник «Тысячелетие России» (1862 год).
Автор идеи и художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер, архитектор Виктор Гартман. Памятник с одной стороны небольшой, а с другой — очень насыщен фигурами и понятен самым широким слоям общества.
Сверху ангел и символическая дева Россия. Ангел благословляет.
Во втором ряду 17 крупных фигур, олицетворяющих скорее не людей, а события.
Крещение Руси (988-989 годы). Великий князь киевский Владимир Святославич крестит ребенка, а дядька как бы скидывает идолов в реку.
Основание самодержавного русского государства (1491 год). Иван III принимает от татарина знак власти — бунчук, и рядом сидит ливонский рыцарь с обломанным мечом. Все максимально символично и понятно.
Нижний ярус образуют фигуры помельче, поэтому и уместилось их побольше (109 разнообразных исторических персонажей).
Внешне можно хорошо различить Великого князя литовского Витовта (в латах).
И князя трокского и жемайтского Кейстута (в медвежьей шкуре с ушками). Литовцы, как известно, последние язычники Европы. В XV веке только стали католиками.
Что касаемо остальных, то издаются даже специальные справочники с пояснениями по всем 128 фигурам и их краткие биографии.
Есть тут и Сергий Радонежский, и Михаил Кутузов, и Александр Пушкин. Замыкает перечень лучших людей России за тысячу лет маловспоминаемый ныне композитор Дмитрий Бортнянский (автор неофициального гимна страны того времени «Коль славен наш Господь в Сионе»).
Продолжение следует...