Социальный пакет
Здесь особняком стоит упоминание минимального размеры оплаты труда в статье 75 Конституции РФ. Текст статьи звучит так: "Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации." Казалось бы, позитивное изменение, теперь в основном законе государства будет это важное, в первую очередь для незащищенных слоев население предложение. Но вот незадача: закон о МРОТ, существует уже очень много лет, и силу имеет федерального (!) закона. И упоминание о нем в Конституции его серьезнее никак не сделают.
Не могу не отметить сладкую "пилюлю" для всех пенсионеров - заманчивое слово "индексация" такой теплотой отзывавшееся в сердцах старшего поколения последние несколько лет. Ну и отлично же! Теперь это будет в Конституции! Не отвертятся! Но подводный камень тот же - индексации пенсий установлены федеральными законами, и Конституция просто все это продублирует.
Если раньше в статье 67 можно было найти строчки о территории РФ, которая описывает характер территорий входящих в состав России, то сейчас в статье 67.1 "откуда ни возьмись" появляется пункт следующего содержания: "Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения."
А если учесть, что все это будет указано в главе под названием "Федеративное устройство", то вырывается невольный смешок. Законодателю становится все равно, куда пихать, главное чтобы пихалось. Юридическая техника нашего основного закона снизится не умолимо. К слову, юридическая техника - это техника написания закона, механизм которым облачают какое либо правило поведение в форму закона. И в данном случае она серьезно пострадает: это отмечают и рядовые юристы и ученые-правоведы.
Статус Президента РФ
Серьезные изменения готовятся внести и в критерии отбора кандидатов в Президенты РФ. В Конституции действующей устанавливаются такие пункты: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации 10 лет. Условия относительно не жесткие. В новой редакции они уже выглядят таким образом: гражданин РФ, постоянно проживающий на территории страны не менее 25 лет, не имеющий или не имеющий ранее (!) гражданства или вида на жительство иностранного государства. Это требование не касается тех, кто ранее имели гражданство иностранного государства, если это государство или его часть вошли в состав Российской Федерации. Иными словами, бывшие граждане Украины, которые сейчас в силу присоединения Крыма патриотизма являются гражданами России, могут свободно выставлять свою кандидатуру на пост Президента Российской Федерации.
Так же остается неизмененным запрет занимать президентский пост два срока подряд. Только вот, появляется интересный пункт под номером 3.1 в котором сообщается что это ограничение не распространяется на гражданина, который занимал свои президентские посты до вступления данных поправок в силу. Этого гражданина, мы конечно все знаем и любим. Простым языком, президентские сроки обнуляются.
Хочу осветить для простого читателя пункт б статьи 83 Конституции РФ, который звучит так: (президент) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; Не значит ли это что теперь президент будет возглавлять правительство? Ответ на этот вопрос давать очень не хочется, но опасность такого явления осознается всеми: из официально "смешанной республики" мы превратимся в страну с сильнейшей президентской властью, которая имеет тенденцию год от года увеличиваться.
Теперь Западу покажем! (67.1)
Отныне Россия объявляется правопреемником СССР - непонятно, почему именно сейчас решили это прописать, ведь положение о правоприемничестве давно признано всеми странами и в целом не оспаривается. Логичнее было бы написать об этом в 1993 году, когда это было намного актуальнее.
Запад в трауре - отчуждать территорию РФ теперь запрещено на конституционном уровне. Это кажется вполне адекватной реакцией на международную обстановку. Но также оказались под запретом и призывы к отчуждению территории. Ребята, теперь пожалуйста осторожнее с фразами типа "Крым не наш" (он наш всецело!). Скорее всего этот пункт будет уточнен уже в Уголовном кодексе, либо в Кодексе об административных правонарушениях. Интересно, как реализуют санкцию за это новоявленное преступление.
Намного веселее выглядит пункт второй статьи 67.1 имеющий следующее содержание: " Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство. " Очень интересно как хотя бы логикой можно соотнести это положение с тем, что в статье 14 указано что Россия - светское государство и все религиозные организации отделены от нее.
Поправками наконец изменяется небезызвестная статья, посвященная тому, что международные договоры являются составной частью правовой системы России и если есть какие либо противоречия с национальным правом, то применяется международная норма. Это положения является головной болью студентов-юристов, которые из года в год ломают голову над тем, что же выше по юридической силе - Конституция или нормы международного права. Теперь законодатель уточняет эту статью - "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации." Не значит ли это что теперь решения международных судов будут "вертеть" на известном органе в нашей стране? Скорее всего, значит.
Это конечно не все изменения, что готовятся вступить в силу после всенародного голосования. В ближайших статьях разберем остальные нововведения.