Найти тему
Древности нашей ойкумены

Перикл - жертва эпидемии: что за болезнь бушевала в Афинах V века до нашей эры

Памятник Периклу - древнегреческому полководцу и политику времен Пелопоннесской войны - проходит дезинфекцию в период пандемии коронавируса 2020 года.

В 431 году до н.э. в Греции началась Пелопоннесская война между двумя политическими союза, во главе которых стояли Афины и Спарта.

Древнегреческий полководец и политический деятель Перикл, стратег Афин, выбрал удачную стратегию противостояния сопернику в этой войне и добился определенных успехов.

Однако жизнь внесла коррективы в далеко идущие планы афинян. Перикл умер во время т.н. Афинской чумы - эпидемии, вспыхнувшей в городе в 430 году и продолжавшейся кратковременными проявлениями еще четыре последующих года.

Древнегреческий же историк Фукидид, современник Перикла, оставил нам "Историю Пелопоннесской войны", где описал симптомы болезни, поскольку сам переболел ею.

"В этот год до вспышки повальной болезни (по всеобщему признанию) в городе почти не было других заболеваний. Если же кто-нибудь ранее страдал каким-либо недугом, то теперь все переходило в одну эту болезнь. У других же, до той поры совершенно здоровых, без всякой внешней причины вдруг появлялся сильный жар в голове, покраснение и воспаление глаз. Внутри же глотка и язык тотчас становились кроваво-красными, а дыхание — прерывистым и зловонным. Сразу же после этих явлений больной начинал чихать и хрипеть, и через некоторое время болезнь переходила на грудь с сильным кашлем.
Когда же болезнь проникала в брюшную полость и желудок, то начинались тошнота и выделение желчи всех разновидностей, известных врачам, с рвотой, сопровождаемой сильной болью. Большинство больных страдало от мучительного позыва на икоту, вызывавшего сильные судороги. Причем у одних это наблюдалось после ослабления рвоты, у других же продолжалось и позднее. Тело больного было не слишком горячим на ощупь и не бледным, но с каким-то красновато-сизым оттенком и покрывалось, как сыпью, маленькими гнойными волдырями и нарывами. Внутри же жар был настолько велик, что больные не могли вынести даже тончайших покрывал, кисейных накидок или чего-либо подобного, и им оставалось только лежать нагими, а приятнее всего было погрузиться в холодную воду.
Мучимые неутолимой жаждой, больные, остававшиеся без присмотра, кидались в колодцы; сколько бы они ни пили, это не приносило облегчения. К тому же больной все время страдал от беспокойства и бессонницы. На протяжении острого периода болезни организм не слабел, но сверх ожидания сопротивлялся болезни, так что наступала смерть либо в большинстве случаев от внутреннего жара на девятый или седьмой день, когда больной был еще не совсем обессилен, либо, если организм преодолевал кризис, то болезнь переходила в брюшную полость, вызывая изъязвление кишечника и жестокий понос; чаще всего люди и погибали от слабости, вызванной этим поносом.
Так недуг, очаг которого первоначально находился в голове, распространялся затем сверху донизу по всему телу. И если кто-либо выживал, то последствием перенесенной болезни было поражение конечностей: болезнь поражала даже половые органы и пальцы на руках и ногах, так что многие оставались в живых, лишившись этих частей, а иные даже слепли. Некоторые, выздоровев, совершенно теряли память и не узнавали ни самих себя, ни своих родных". (Фукидид. История Пелопоннесской войны)
Гиппократ спасает афинян от чумы (Mary Evans Picture Library / Global Look)
Гиппократ спасает афинян от чумы (Mary Evans Picture Library / Global Look)

Фукидид также предполагал, что болезнь принесли в Афины из Египта морем, поскольку порт Афин - Пирей - в то время был крупной торговой и военной гаванью. (Да он и сейчас главный и крупнейший порт Греции).

"Впервые, как передают, болезнь началась в Эфиопии, что над Египтом. Оттуда она распространилась на Египет, Ливию и на большую часть владений персидского царя. Совершенно внезапно болезнь вспыхнула также и в Афинах; первые случаи заболевания появились среди населения Пирея (жители Пирея даже пустили слух, что пелопоннесцы отравляли цистерны; ведь тогда в Пирее еще не было колодцев). Позднее болезнь проникла также и в верхний город, и тогда стало умирать гораздо больше людей." (Фукидид. История Пелопоннесской войны)

Во время войны, начавшейся годом раньше, толпы беженцев наводнили Афины, пытаясь спастись от смерти и голода. Перенаселение города и скученность проживания ухудшили и без того не блестящую санитарно-эпидемиологическую обстановку в городе. За время эпидемии погибло около 30 тысяч человек. Считается, что это примерно четверть населения Афин, включая женщин, метеков и рабов.

Антропологическая реконструкция облика афинской девочки, погибшей от Афинской чумы и захороненной в общей могиле (Tilemahos Efthimiadis / CC BY-SA 2.0)
Антропологическая реконструкция облика афинской девочки, погибшей от Афинской чумы и захороненной в общей могиле (Tilemahos Efthimiadis / CC BY-SA 2.0)

Афинская чума современниками Перикла была, конечно же, расценена не просто как божья кара, но в контексте ужасного "проклятия Алкмеонидов", одним из представителей которых был Перикл.

Сейчас благодаря молекулярно-генетическим методам исследований считается доказанным, что Афины посетила вовсе не чума и не сыпной тиф, как предполагалось ранее, а, скорее всего, брюшной тиф. Хотя и это обоснованное предположение некоторыми исследователями отвергается, так что среди "подозреваемых" есть даже лихорадка Эбола.

О древних Афинах мы рассказывали также в публикациях: "Такелаж под охраной: что прятали в скевотеку в Древних Афинах", "СНиПы 2500 лет назад: в Древних Афинах власти контролировали городскую застройку с помощью законов", "Минутка развеивания стереотипов: знаем ли мы, сколько в действительности получал афинский ремесленник?", "Когда народ работает народом: небесплатная демократия в Афинах".

Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.