Шаг первый: поиск товара и изучение возможностей Avito
Вооружившись ноутбуком, я начал анализировать спрос на разные товары и нашёл электросамокат Xiaomi MiJia M365, спрос в «Яндексе» на который с начала апреля находится на пике. По ключу «Купить электросамокат Xiaomi MiJia M365» — 1282 запроса за месяц, в «Google Тренды» заметен возросший интерес по запросу «Электросамокат Xiaomi MiJia M365» с конца марта, что связано с сезонностью товара.
Для прозрачности кейса скажу, что я уже четыре года изучаю SMM, и все мои проекты связаны с социальными сетями. То есть я понимаю, как думает покупатель, чего он ждёт от сервиса и какие «якоря» ищет — это мне очень хорошо знакомо. Но я никогда не болел звёздной болезнью, поэтому ради общего развития перед началом своего теста я посмотрел курс по Avito.
Без утайки скажу, что я не тешил надежд найти для себя какие-то новые секретные механики, но зато узнал, как сейчас работают платные пакеты и какой из них даст большую отдачу в продажи при правильно оформленной карточке товара (спойлер: «Премиум пакет»).
К моему удивлению, на Avito было только около 18 объявлений с продажей моего самоката, а просмотры у некоторых доходили до тысячи. Рынок сбыта был свободен, значит я мог приступить к следующему шагу.
Шаг второй: поиск поставщика
Вбив в Google запрос «Электросамокат Xiaomi MiJia M365», вы увидите множество объявлений на «Яндекс.Маркете», но самыми привлекательными всегда будут те, что подешевле. Стоимость самоката в России начинается от 26 500 рублей и доходит до космических 37 990 рублей.
Обратившись к известному всем оптовикам сайту 1688.com, я решил самостоятельно найти предложения по оптовой продаже. Разброс цен на опт до 100 штук варьируется от 1100 до 1900 юайней за один самокат. Товар у поставщиков один и тот же, но магазины в зависимости от своей популярности и размера делают соответствующие наценки.
Возьмём среднюю цену в 1500 юайней (около 14 670 рублей). Уверен, что можно поторговаться и сбить цену до 1300 юайней у хорошего поставщика при нормальном объёме (20-30 штук).
Конечно, без опыта закупок и не проверив поставщика — с наскока можно очень легко потерять деньги и в лучшем случае получить некачественный товар, а в худшем можно и вовсе посылки не дождаться. Также работа с этим сайтом требует знания китайского языка, переводчик от Google тут бессилен. Посмотрим, что нам могут предложить посредники.
Раз у меня импровизированный магазин маленьких размеров с одним товаром в каталоге, значит, мы будем искать средней руки фирму, которая хорошо делает свою работу и берёт свою демократичную часть барышей с заказа. Разброс процента за комиссию по рынку не очень большой, всего 6-10%. Доставка в Россию обойдётся вам: до 100 кг — около 240 рублей за кг, от 100 кг — около 190 рублей за кг.
Самокат весит 12,5 кг, у нас партия до 100 кг — 3000 рублей за один самокат.
Допустим, посредник возьмёт 6% от суммы заказа (без учёта стоимости доставки) — около 880 рублей (оплата посреднику за один самокат).
Итоговая оптовая цена самоката с доставкой в РФ около 15 850 рублей.
Для жителей Москвы, которые не хотят долго ждать, — можете сходить в «Садовод». Там есть предложения от 18 500 рублей за один самокат с оптом от пяти штук. Можно собрать пять заявок на самокаты, в один день купить и развести по адресам. Но, как и в любой работе с посредниками, проверяйте серийные номера на соответствие оригиналам.
Шаг третий: анализ конкурирующих объявлений
Визуал — моя любимая часть работы с продуктом или услугой. Ты видишь проблему потенциального потребителя и воздействуешь на неё через один из эмоциональных триггеров.
О важности визуального контента для коммерческих социальных сетей я уже писал для блога SMMplanner
Вот список ошибок, которую допускают продавцы на Avito.
1. Отсутствие людей на фото
Начнём с того, что все объявления были с фотографиями, которые сделала компания Xiaomi для презентации продукта. Представьте себе, 18 публикаций — и все как под копирку. К тому же фотографии были загружены в плохом качестве, что на этапе первоначального контакта психологически отталкивает потенциального клиента.
Вам может показаться, что я перебарщиваю, но моя философия в том, что у фотографии или текста, которые пытаются продать какой-то продукт или услугу, — должна быть душа. Вы смотрите на фото или читаете текст и уже начинаете представлять, как изменится ваша жизнь с этим продуктом.
Допустим, ваша ситуация схожа с моей, и продукта на руках у вас нет. Что тогда делать? Я делал ставку на то, что мой товар продаётся на рынке уже несколько лет, а значит я легко смогу найти подходящие мне фотографии в Instagram. К слову, все фотографии из моего объявления были с иностранцами, которые максимально походили бы на россиян и воздействовали на нужные мне триггеры.
Ещё одним плюсом такого хода являлось избавление от головной боли и разбирательств в духе «Какого чёрта я тут делаю? Засужу!». Метод не самый «экологичный», но позволит получить первые продажи, а с ними и первые настоящие фотоотзывы.
2. Нет отзывов людей
Из предыдущей проблемы вытекает следующая проблема. Если у нас нет покупателей, значит, нет и отзывов. Но кто сказал, что отзыв — это текст с обязательным указанием названия вашей компании? Поэтому мы воспользуемся второй хитростью и ищем в Instagram публикации из России, где человек эмоционально описывает своё приобретение.
Затем нам просто остаётся сделать в веб-версии Instagram скриншот публикации (фото и текст) и вставить в объявление два-три наиболее искренних текста, на ваш взгляд. Этого хватит, чтобы получить доверие у потенциального покупателя. Фотографии, которые я взял за основу отзывов, я прикреплять не буду, но кармически я надеюсь на прощение. Просто скажу, что все три фото — девушки на самокате или возле него.
3. Нет воодушевляющего текста
Все мы смотрели фильмы «Волк с Уолл Стрит», «Бойлерная» и даже в «Пингвины мистера Поппера» были сцены, где Джим Керри с помощью сторителлинга создавал нужную ему атмосферу и помогал клиенту погрузиться в «будущее», где клиент после сделки с ним плавал на своей яхте и наслаждался жизнью. Я не Джим Керри, но минут за десять набросал свой вариант «будущего» для потенциальных клиентов.
Этот текст я разместил в шапке объявления, а уже после него шли пять преимуществ самоката, характеристики и призыв к действию — звонок по телефону или личное сообщение на сайте.
4. Нет акций и спецпредложений
Не назову себя фанатом одно из лагерей, которые воюют между собой с лозунгами «Клиент всегда прав» и «Клиент всегда не прав», мне кажется, что правда где-то посередине. Поскольку мой импровизированный магазин только появился на рынке, я решил, что неплохо будет привлечь клиентов ещё и спецпредложением на покупку двух или трёх самокатов сразу.
Кто внимательно читает статью, тот уже догадался почему я так сделал. Для иллюстрации товаров я специально искал влюблённые пары и семьи, чтобы было проще продать самокаты сразу на всю семью, а скидка послужила бы хорошей мотивацией для этого.
Шаг четвёртый: продвижение объявления и первая заявка
Когда объявление было готово, я купил пакет «Быстрая продажа на пять просмотров» за 379 рублей (в него входит выделенный красным цветом VIP-блок в правой части экрана и три поднятия в топ по поиску), чтобы ускорить привлечение звонков.
Примерно на 40 просмотрах мне поступил звонок от Сергея из Санкт-Петербурга, он был готов взять два самоката прямо сегодня. Вопросов не задавал, значит, изучал информацию заранее или мой текст закрыл все возникшие вопросы — это хорошо. Я сказал, что ждём поставки в ближайшие три дня и дал обещание перезвонить, когда самокаты будут у меня и мы сможем их ему доставить.
Помню, что даже расстроился после разговора. Ведь я изучил всю информацию об этом самокате, знал все его плюсы и минусы, которые не указал в тексте, но был готов честно рассказать о них и предложить простое решение.
После звонка я написал поставщику, которого нашёл в начале истории, и сообщил, что у меня есть две заявки, но нужно было добрать ещё три, чтобы сделать минимальный заказ. Влезать в этот проект деньгами, который изначально задумывался как тестовый, я не хотел, поэтому через день решил перезвонить и извиниться перед Сергеем за то, что мы не сможем поставить ему самокаты.
Каково было моё удивление, когда он сказал мне, что уже купил самокаты и что у него есть друзья, которые тоже заинтересованы в покупке двух самокатов. То есть, имея на руках четыре самоката, можно было заработать чистыми 32-42 тысячи рублей за шесть часов.
Помимо Avito я ещё разместил объявление на «Юле», оплатил пакет — «Турбо-продажа» за 231 рубль (объявление показывается в ленте до 20 раз больше), но пришлось отказаться от основной особенности объявления — скриншотов отзывов девушек из Instagram из-за правил платформы.
На «Юле», в отличие от Avito, объявлений с моим самокатом не было, а после их редакционной политики вера в продажи товара на их площадке стала ещё слабее. В итоге получил: семь добавлений в избранное, 114 просмотров, один запрос на кредит, один упрёк за высокую цену (26 500 — самая низкая цена за самокат по всему «Яндекс.Маркету» на 14 мая, а я продавал по 26 490 рублей), один звонок — разведка без продолжения. В итоге заявок оттуда не получил.
Кстати, заметил частую ошибку продавцов — они не используют всю длину заголовка в объявлении. Могут просто написать «Xiaomi MiJia M365» или «Гироскутер». Мой заголовок выглядел так: «Электросамокат Xiaomi MiJia M365 и отзывы людей», я не видел, чтобы кто-то из продавцов так делал. Так что можете смело применять.
Технический раздел: продлеваем самокату жизнь
Займётесь вы продажей самокатов или решите купить для себя, хочу ещё рассказать вам о необходимом тюнинге, который поможет убрать недоработки производителя и увеличить срок жизни техники.
1. Защита кнопки включения, расположенной на руле.
Хоть производитель и заявляет, что самокат обладает влагозащитой, это не означает, что из него можно сделать амфибию. Но вы же не виноваты, если неожиданно пойдёт дождь? Особенно если живёте в Петербурге, где всегда носить с собой зонт — норма. Силиконовый чехол на панель запуска позволит вам со спокойной душой добраться до ближайшего навеса, даже если дождь превратится в ливень.
2. Проставка для устранения люфта в рулевой стойке (около 350 рублей).
Эта проблема есть у всех самокатов, особенно ярко выражена она у самокатов со складывающимися рулевыми ручками. К сожалению, Xiaomi не стала исключением. В связи с распространённой проблемой, в России появилась фирма Ferry, которая выпускает проставки четырёх видов (1, 2, 3 и 4 мм).
3. Защита проводов под задним брызговиком (около 300 рублей).
Иногда владельцы забывают, что на этой модели нет подобного вида тормоза. Строение заднего стоп-сигнала таково, что со временем провод, выходящий под крылом, может перетереться. Ещё одним товаром от Ferry стала защитная насадка, которая убережёт ваши провода в целости.
4. Нижняя защита отсека аккумулятора (около 1800 рублей).
Не знаю, как у них работал инженер, но на нижней деке шляпки крепящих винтов торчат, поэтому часто из-за попадания на бордюр можно сорвать шляпку. Та же фирма Ferry разработала для этого самоката деку из более скользящего материала, который позволит не упасть от мгновенной остановки, а все винты закручиваются заподлицо.
5. Замена колёс на бескамерные (около 2000 рублей).
Проблема проявляется у всех через разные промежутки времени. Фабрика производитель внутреннюю сторону шины сделала слишком жёсткой и если не следить за давлением (3,2-3,5 атмосферы), то камера протрётся о шину и начнёт травить воздух. На Aliexpress продаются бескамерные шины, которые делают езду немного жёстче (словно переставили с режима «комфорт» на «спорт»), но зато головная боль о пустом колесе пропадает.
Общая сумма доработок: около 5000 рублей.
Спецраздел: предлагаем уникальную услугу, повышаем средний чек
Специально для самых усидчивых я подготовил три идеи по увеличению прибыли и лояльности клиентов:
- Объедините все эти доработки в один «Тюнинг» набор и продавайте как товар-локомотив (спойлер: так ещё никто не делает).
- Часто бывает, что люди не хотят выполнять даже самую простую работу. Им проще отдать деньги, но сразу сесть и поехать. Установите цену в 300-500 рублей за работу мастера и внесите услугу в прайс.
- Самокаты поставляются в РФ с инструкцией на корейском или китайском. Я нашёл лишь одну оптовую фирму-посредник, которая печатает собственные красивые инструкции на русском языке. Сверстайте простую, но понятную инструкцию, добавьте аналог каталога товаров, которые продаются в вашем магазине и вложите пару флаеров со скидкой для друзей вашего клиента. А потом только успевайте отвечать на звонки.