Во времена Ренессанса начали строить дома с четким разграничением пространства в соответствие с назначением той или иной части дома.
Пышная парадная соединялась с внутренним двориком, на втором этаже были залы для друзей и гостей, а этажом выше - спальни детей, женщин, гардеробные, лоджии для хозяйственных нужд и отдыха, кладовые. Комнаты соединялись друг с другом, поэтому уединиться было проблематично.
В палаццо появляется новый тип помещения, предназначенный для уединения - «студиоло», представлявшие из себя небольшие кабинеты. Столовые были пока не известны, обеденные столы, которые можно было легко сложить или разложить, стояли в лоджиях.
Для интерьеров периода Ренессанса характерны фресковые росписи или скульптуры.
Пол первого этажа покрывают каменными или керамическими плитами, второго или последующих этажей - досками.
Потолки покрыты штукатуркой или расписаны фресками, характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон, или по-другому углубления в потолочном покрытии.
В экстерьерах и интерьерах зданий увеличена ширина карнизов, украшенных античными мотивами.
На стенах - деревянные панели с профилированными деталями рам, колоннами, пилястрами и резными филёнками. Появились обойные ткани, изготовленные из бархата, шелка, атласа, парчи, тисненой ткани, иногда позолоченной. Имелись более дешевые обои из грубых рубчатых тканей, а в XV веке появились бумажные обои.
Камины – важная часть интерьера, превращались в настоящие произведения искусства, богато украшенные скульптурой, барельефами и фресками.
Архитектурно-декоративные элементы внутри помещений мало отличались от тех, что украшали фасады зданий.
Вся красота интерьера обеспечивалась, в основном, декором пола, стен, потолка. В комнатах той поры располагалось только самые необходимые предметы мебели. Помимо ковров, которые украшали только очень богатые интерьеры, расписных или кожаных занавесей, шерстяных или хлопковых покрывал - в комнатах практически не было постоянных предметов обстановки.
Важнейшие типы мебели - обитые кожей стулья с х-образными ножками, кровати с балдахинами, массивные столы с толстыми столешницами и точёными в форме балясины ножками, большие шкафы с несколькими дверцами, обрамлёнными рамками и пилястрами.
На фотографии ниже - картина художника Bartholomeus Corneliszoon Van Bassen, «Renaissance Interior with Banqueters», 1618-20 годов. Помещение на картине прямоугольной формы с плиточным полом и кессонным потолком освещено рядами окон вдоль левой стены. Здесь есть резные предметы мебели и двери, две мраморные колонны с композитными капителями и буфет с показной выставкой тарелок из драгоценных металлов и кубков.
На следующей фотографии - Дворец Фонтебло, Галерея Франциска I, которая была построена в конце 20-х годов XVI века и украшена в 30-х годах этого же века. Нижняя часть стен галереи обшита резными панелями из ореха, сделанными итальянским плотником Франческо Скибеком. В верхней части стен расположены фрески, обрамлённые барельефами, с аллегорическими сюжетами, в основном из античной мифологии, посвящённые королю. Потолок кессонный.
На третьем фото - Вилла Фарнезина, 1508 год, расписанная Рафаэлем. Лоджия Амура и Психеи, где можно насладиться восхитительными фресками на тему божественной всепобеждающей любви. Здесь мы видим кафельный пол, встроенные в стену колонны, потолок создает впечатление садового навеса, обвитого растениями. Вдоль стен стоя стулья с х-образными ножками.
Весь интерьер эпохи Ренессанса пронизан уравновешенностью, гармонией и симметрией частей относительно целого.