Говоря о когнитивном развитии ребёнка, невозможно не вспомнить о великом психологе Жане Пиаже. Именно он предложил ту концепцию формирования интеллекта, в соответствии с которой до сих пор работают лучшие педагоги и воспитатели. Он выявил, что развиваясь, ребёнок проходит определённые стадии, на каждой перед ним стоят конкретные задачи и имеются ограничения. И нельзя перепрыгнуть стадию без последствий для нормального развития. Итак, что это за стадии:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года)
Ребёнок осознаёт свою отдельность от мира, своё влияние на него и начинает понимать связь между своими действиями и последствиями. "Внутренний план" пока недоступен. Грубо говоря, он не может предугадать последствия, пока не произведёт действие. Нужно накопить определённый опыт, чтобы перейти на следующую стадию.
2. Период дооперациональных представлений (2-7 лет)
Вот теперь ребёнок уже может формировать внутренний план и пользоваться идеями. То есть, он может наделять предметы смыслами по собственному разумению: коробка — это машинка, красная тряпка — огонь, стул с пледом — шалаш или замок, и всё это происходит у него внутри, без определённой связи с действительностью, то есть начинает формироваться абстрактное мышление. Но при этом он пока не может осознать сложные понятия — закон сохранения вещества и возвратная операция.
На этом этапе ребёнку очень сложно представить, что кто-то думает не так, как он, поэтому не следует требовать от вашего трёхлетки особой эмпатии. Умение вставать на место другого и понимать его точку зрения, вообще понимать, что другие люди думают не так и о своём, формируется только после 4-5 лет, а окончательно ребёнок понимает что он лишь "один из миров", но не весь мир только к 7 годам.
Попробуйте задать такую задачку своему ребёнку
Тест «Салли — Энн»
Салли и Энн — куколки. Разыграйте всю эту сценку.
У Салли есть корзинка, а у Энн — коробка. Покажите ребёнку, как Салли кладёт шарик в корзинку и уходит.
Пока она отсутствует, непослушная Энн перекладывает шарик из корзины в коробку, после чего тоже уходит.
Верните Салли и задайте ребёнку вопрос: «Где Салли будет искать свой шарик?»
Дети до четырёх (примерно) лет ответят, что Салли будет искать в коробке, они же видели, что Энн его переложила, то, что Салли этого не видела и соответственно, не знает, им в голову не приходит.
Дети старше 4 лет, отвечают правильно — в корзинке, то есть там, где оставила. Когда ваш ребёнок достигает этого уровня развития, то ему уже можно начинать объяснять всё на примерах, с заменой действующих лиц: "А тебе бы понравилось, если бы с тобой обошлись так? А как ты считаешь, что эта девочка думает о том, как ты с ней поступил?" Ребёнок уже готов к таким сложным моральным конструкциям.
3. Период конкретных операций (7-11 лет)
Ребёнок в состоянии оперировать символами, решать задачи с несуществующими предметами, понимает, что сколько ни переливай воду из стакана в стакан, количество её не меняется. Но пока испытывает сложности с обобщениями и классификацией. То есть ответить, что утка птица он может, а вот вопрос: "кого больше уток или птиц?" или "квадратов или прямоугольников", скорее всего, поставит его в тупик. Для этого нужна хорошо развитая логика, а она сформируется к 12 годам.
4. Период формальных операций (с 12 лет)
Вот теперь ребёнок может рассуждать и конкретно, и абстрактно. Ему больше не нужны яблоки, утки и другие привязки к реально существующим предметам. Пришло время алгебры, иксов и игреков. Он может поставить себя на место другого, и написать сочинение от лица Римского императора или даже неодушевлённого предмета.
Перепрыгнуть с этапа на этап нельзя, и поэтому неразумно учить двухлетнего ребёнка цифрам. Вернее, учить можно, но понимания абстрактных понятий (а цифра — это чистая абстракция) ждать не стоит. А вот в конце этапа, начинать давать задачи для следующего очень полезно. Например, с тем же двухлеткой играть коробкой как машинкой, а шестилетнему показать, что маленький предмет может быть тяжелее большого, с десятилетним придумывать рассказы от имени неодушевлённых предметов. Это "зона ближайшего развития" о которой говорил не менее выдающийся учёный Л.С. Выготский.
Если вам нужна помощь, обращайтесь к нашим психологам, они помогу решить конфликты и выстроить отношения с ребенком на любом этапе его взросления.
А пока, возможно вам будут интересны другие наши статьи о детях и родителях:
Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер
Признаки сексуального насилия над ребенком
Причины родительского выгорания
Как заставить ребенка учиться?
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)