Найти в Дзене

Теория развития интеллекта Ж. Пиаже и задачки для ваших детей

Оглавление

Говоря о когнитивном развитии ребёнка, невозможно не вспомнить о великом психологе Жане Пиаже. Именно он предложил ту концепцию формирования интеллекта, в соответствии с которой до сих пор работают лучшие педагоги и воспитатели. Он выявил, что развиваясь, ребёнок проходит определённые стадии, на каждой перед ним стоят конкретные задачи и имеются ограничения. И нельзя перепрыгнуть стадию без последствий для нормального развития. Итак, что это за стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0-2 года)

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Ребёнок осознаёт свою отдельность от мира, своё влияние на него и начинает понимать связь между своими действиями и последствиями. "Внутренний план" пока недоступен. Грубо говоря, он не может предугадать последствия, пока не произведёт действие. Нужно накопить определённый опыт, чтобы перейти на следующую стадию.

2. Период дооперациональных представлений (2-7 лет)

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Вот теперь ребёнок уже может формировать внутренний план и пользоваться идеями. То есть, он может наделять предметы смыслами по собственному разумению: коробка — это машинка, красная тряпка — огонь, стул с пледом — шалаш или замок, и всё это происходит у него внутри, без определённой связи с действительностью, то есть начинает формироваться абстрактное мышление. Но при этом он пока не может осознать сложные понятия — закон сохранения вещества и возвратная операция.

Дошкольники обычно отвечают так: 1. В верхнем ряду больше монет  2. Верхняя палочка длиннее  3. Воды в первом стакане больше. 4. Во втором шарике глины больше. 5. Круглый шарик тяжелее. Поэкспериментируйте со своими детьми)
Дошкольники обычно отвечают так: 1. В верхнем ряду больше монет 2. Верхняя палочка длиннее 3. Воды в первом стакане больше. 4. Во втором шарике глины больше. 5. Круглый шарик тяжелее. Поэкспериментируйте со своими детьми)

На этом этапе ребёнку очень сложно представить, что кто-то думает не так, как он, поэтому не следует требовать от вашего трёхлетки особой эмпатии. Умение вставать на место другого и понимать его точку зрения, вообще понимать, что другие люди думают не так и о своём, формируется только после 4-5 лет, а окончательно ребёнок понимает что он лишь "один из миров", но не весь мир только к 7 годам.


Попробуйте задать такую задачку своему ребёнку

Тест «Салли — Энн»

Салли и Энн — куколки. Разыграйте всю эту сценку.

У Салли есть корзинка, а у Энн — коробка. Покажите ребёнку, как Салли кладёт шарик в корзинку и уходит.

Пока она отсутствует, непослушная Энн перекладывает шарик из корзины в коробку, после чего тоже уходит.

Верните Салли и задайте ребёнку вопрос: «Где Салли будет искать свой шарик?»

Дети до четырёх (примерно) лет ответят, что Салли будет искать в коробке, они же видели, что Энн его переложила, то, что Салли этого не видела и соответственно, не знает, им в голову не приходит.

Дети старше 4 лет, отвечают правильно — в корзинке, то есть там, где оставила. Когда ваш ребёнок достигает этого уровня развития, то ему уже можно начинать объяснять всё на примерах, с заменой действующих лиц: "А тебе бы понравилось, если бы с тобой обошлись так? А как ты считаешь, что эта девочка думает о том, как ты с ней поступил?" Ребёнок уже готов к таким сложным моральным конструкциям.

3. Период конкретных операций (7-11 лет)

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Ребёнок в состоянии оперировать символами, решать задачи с несуществующими предметами, понимает, что сколько ни переливай воду из стакана в стакан, количество её не меняется. Но пока испытывает сложности с обобщениями и классификацией. То есть ответить, что утка птица он может, а вот вопрос: "кого больше уток или птиц?" или "квадратов или прямоугольников", скорее всего, поставит его в тупик. Для этого нужна хорошо развитая логика, а она сформируется к 12 годам.

4. Период формальных операций (с 12 лет)

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Вот теперь ребёнок может рассуждать и конкретно, и абстрактно. Ему больше не нужны яблоки, утки и другие привязки к реально существующим предметам. Пришло время алгебры, иксов и игреков. Он может поставить себя на место другого, и написать сочинение от лица Римского императора или даже неодушевлённого предмета.

Перепрыгнуть с этапа на этап нельзя, и поэтому неразумно учить двухлетнего ребёнка цифрам. Вернее, учить можно, но понимания абстрактных понятий (а цифра — это чистая абстракция) ждать не стоит. А вот в конце этапа, начинать давать задачи для следующего очень полезно. Например, с тем же двухлеткой играть коробкой как машинкой, а шестилетнему показать, что маленький предмет может быть тяжелее большого, с десятилетним придумывать рассказы от имени неодушевлённых предметов. Это "зона ближайшего развития" о которой говорил не менее выдающийся учёный Л.С. Выготский.

Если вам нужна помощь, обращайтесь к нашим психологам, они помогу решить конфликты и выстроить отношения с ребенком на любом этапе его взросления.

А пока, возможно вам будут интересны другие наши статьи о детях и родителях:

Как воспитать шизоида

Как мать влияет на психологическое благополучие ребенка. Теория развития Маргарет Малер

Достаточно хорошая мать

Теория привязанности

Признаки сексуального насилия над ребенком

Как вырастить неудачника

Причины родительского выгорания

Как НЕ бить детей

Битый ребенок

Как заставить ребенка учиться?

Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Пишите в комментариях. Мы вам очень рады)