Найти тему
BOOKvajed

Я хочу в школу!

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак “Я хочу в школу!” (Время, 2017 г.).

Скажите, всегда ли вы ходили в школу с удовольствием? Честно признаюсь, что для меня школа — худшее время в жизни. Здесь без излишнего драматизма и преувеличений, но я всегда ненавидела школу. Нет, это не связано с оценками, училась я очень хорошо и выпустилась из 11 класса гимназистом года. Но вот школьная атмосфера, одноклассники, учителя, уроки меня всегда угнетали.

А теперь представьте, что есть такая школа, в которую дети с утра бегут с удовольствием. Самостоятельно просыпаются до будильника, скоренько одеваются, пропускают завтрак и пулей вылетают из квартиры, чтобы быть в школе еще до начала занятий. А потом все выходные и каникулы проводят там же. Утопия? Нет, школа №34 из книги прекрасных авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. В ней нет привычных нам классов, уроков, но есть неплохое финансирование, позволяющее учить детей нестандартными и очень действенными методами. Они работают в командах, защищают проекты (порой самые невероятные) и получают удовольствие от процесса обучения. А самое главное — получают знания без давления со стороны учителей и родителей. Но вдруг эти дети попадают в совершенно обычную школу, где должны продолжить обучение. На контрольные там нужно отвечать слово в слово фразами из учебника, а обсуждать литературные произведения цитатами из книги “Критика”. Звучит страшно? Но ведь именно в таких школах учились почти все мы.

Мне кажется, что эта книга скорее взрослым нужна, в первую очередь педагогам. Особенно тем, кто считает, что основа обучения — строгая дисциплина и зазубривание. А я как человек, имеющий одну из записей в дипломе “преподаватель белорусского языка и литературы”, считаю, что всему основа — любовь к своему делу. И никогда в жизни не пойду работать в школу, потому что это не моё.

Во время учебы в университете мы проходили педагогическую практику в школе. Несколько недель мы полноценно вели уроки, готовили планы-конспекты и заполняли разные бумажки. Так вот, заполнение ненужных бумажек отнимало гораздо больше времени, чем качественная подготовка к уроку. Вместо того, чтобы потратить время на поиск интересной информации, которая понравится моим ученикам, я заполняла полную чушь, которую в итоге никто не читал. А когда у моего знакомого на защите практики руководитель спросила, какие методы он использовал в обучении, то Илья ответил гениальной фразой: “Я просто учил детей”.

Безусловно, теория педагогики нужна и важна, но её знание еще не делает тебя учителем года. Для примера скажу, что у нас на филфаке педагогику вела преподавательница, которая ничего не понимала в своем предмете. Она могла нам механически начитать лекции по предмету, но вместо этого лучше бы мы сами почитали учебник. Ведь как можно преподавать педагогику и не пользоваться наработками своего же предмета? Для меня загадка. Это как хирург, который режет пациента как ему вздумается.

Я не предлагаю сразу же бежать и всё кардинально реорганизовывать, отказываться от классно-урочной системы, но можно добавить в свою работу капельку любви. К сожалению, пока здесь от учителей мало что зависит, ведь зарплата и куча бумажной работы не особо мотивируют к каким-то педагогическим свершениям. И мой пост — это крик в пустоту, ведь менять надо систему образования в целом (предварительно уволив большую часть сотрудников Министерства образования).

И этот мой пост-бомбёж вместо тысячи слов отзыва на книгу. Просто почитайте её и посмотрите, как может быть.

Конечно, книга не без изъяна, невычитанная, постоянно встречаются опечатки. Например, последнее предложение книги: "Это наше самое заветное авторское заветное желание". Но это тот случай, когда в книге важна суть, и её стоит донести любой ценой.