Лента стала вторым фильмом в истории мирового кино, завоевавшим «Оскар» сразу в 5 наиболее престижных номинациях.
Премьера фильма «Пролетая над гнездом кукушки» прошла 19 ноября 1975 года на кинофестивале в Чикаго. Лента чехословацкого эмигранта Милоша Формана стала вторым фильмом в истории мирового кино, завоевавшим премию «Оскар» сразу в пяти наиболее престижных номинациях. Такую же «Большую пятёрку» наград фильм получил и на церемонии вручения «Золотых глобусов» — это был единственный случай за всю кинематографическую эру.
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки», рассказывающий о трагических событиях в психиатрической больнице, практически полностью был снят в отделении для душевнобольных клиники штата Орегон. Кинолента сразу вызвала положительные отклики и завоевала признание миллионов зрителей. Фильм собрал более 100 млн долларов в американском прокате.
Действие происходит в 1963 году. Заключенного Рэндла Патрика Макмёрфи (Джек Николсон) переводят из обычной тюремной камеры в психиатрическую больницу для проведения экспертизы. Попав в лечебное отделение, Макмёрфи сразу же оказывается в ситуации жёсткого распорядка дня, который деспотически установила старшая медсестра Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер). Рэндл начинает спорить и ссориться с персоналом, сам организует в отделении место, где он с другими больными играет в азартные игры, мотивирует провести голосование, чтобы получить возможность по желанию посмотреть телевизионную Мировую серию.
Стремясь окончательно разрушить своеобразную «гармонию», царящую в больнице, Макмёрфи организует самовольную отлучку из клиники, отправляясь с группой пациентов на рыбалку. Впоследствии находящийся на принудительном лечении Макмёрфи внезапно узнаёт, что большая часть пациентов в отделении находятся по собственному желанию, а все его попытки снизить непререкаемый авторитет медсестры оказываются бесплотными и тщетными.
Роман Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», который стал основой сценария фильма, был опубликован в 1962 году и мгновенно стал бестселлером в США. Книга стала своеобразным манифестом поколения американских битников и уже к 1975 году была переиздана в США более 20 раз. Сразу же после появления романа Кирк Дуглас приобрел права на кино и театральную постановки за 47 тыс. долларов. Через год Дуглас по заданию госдепартамента оказался в Чехословакии, где познакомился с талантливым молодым режиссёром Милошем Форманом. Как иронически вспоминал чехословацкий режиссёр впоследствии, выбор остановили именно на его персоне, потому что тот имел положительную репутацию, считался профессионалом и, что немаловажно, назначил весьма скромную плату за свои услуги.
Готовясь к съемочному процессу, Форман решил, что для большей достоверности и убедительности действие фильма должно разворачиваться в настоящей психиатрической больнице. Приехавший на съёмки позже остальных актер Джек Николсон вспоминал, что его поразило то, как актёры смогли перевоплотиться, а потому он не всегда мог с первого взгляда отличить, кто настоящий больной, а кто играет.
Центральным мотивом сюжета стал откровенный конфликт устоявшегося истеблишмента и героя-одиночки, олицетворяющего собой мятежный и свободолюбивый дух Америки времен студенческих протестов 1960-х годов. Трагический конец фильма отражает неизбежную развязку — система преодолевает любое сопротивление одиночки.