Отсутствие книжек в жизни ребенка может сказаться и на развитии речи, и на интересе к чтению уже в школьном возрасте. А ведь стоит всего лишь правильно подобрать книжки с самого раннего возраста. Они должны соответствовать уровню развития малыша и заинтересовывать его. Ниже мы рассмотрим основные правила подбора книжек для каждого определенного возраста.
Для детей до года
В самом раннем возрасте малыши еще не способны ни понимать сюжет, ни даже узнавать объекты на картинках. Они воспринимают книги на уровне чувств: им важно её потрогать пальчиками, а может даже и погрызть, послушать голос мамы в разных интонациях во время чтения. Необходим эмоциональный контакт и восприятие человеческой речи.
С 8-10 месяцев уже рекомендовано не просто читать, а комментировать картинки и использовать слова-сокращения в виде звукоподражаний для наименования животных или предметов: машинка «би-би», курочка «ко-ко» и т.п. Такие упрощения помогают детям быстрее начать говорить. В книгах должно быть не более двух персонажей. Полезно читать маленькие стишки про окружение ребенка, что развивает логику, а народные потешки раскроют малышу певучесть языка.
Для данной категории подойдут книжки:
- с толстыми страничками (из картона или ПВХ) для того, чтобы научиться их листать (развивается моторика);
- с шершавыми, гладкими, мягкими, пушистыми страничками (развиваются тактильные ощущения);
- с шуршащими, пищащими страничками (развивается музыкальный слух).
- книжка должна иметь игровые элементы, чтобы малышу было интересно.
Детям до трех лет
Примерно с 1,5 лет, дети могут воспринимать простейшие сюжеты, подкреплённые серией иллюстраций. Они с удовольствием рассматривают яркие и весёлые картинки. А значит можно смело переходить к чтению коротких историй и сказок про животных и более длинным стихам. В этот период важно не просто читать, а беседовать с ребёнком о происходящем в книгах, о добре и зле в народных сказках.
Ближе к трем годам ребёнок уже способен запомнить короткий стишок (например, из «Игрушек» Агнии Барто) или попытаться рассказать сюжет сказки («Курочка Ряба»).
Рекомендуются для чтения:
- книги-вырубки в форме знакомых малышу животных, с которыми он может поиграть;
- книжки с липучками или магнитами с изображением героев или предметов, которые ребёнок может наклеить на нужную по смыслу страничку;
- непромокаемые книжки, которые можно брать в ванную. Они могут менять окраску под действием воды, а после высыхания снова приобретают первичный цвет;
- книги с кнопочками, молниями, шнурками, липучками, подвижными деталями;
- музыкальные книжки, в которых при нажатии на кнопочку звучит песенка или высказывание персонажа;
- книжки с многоразовыми наклейками на тему животных, овощей, фруктов.
Детям от 4 до 5 лет
На четвёртом–пятом году жизни у ребенка происходит огромный скачок в восприятии текстов: подключается фантазия, что позволяет детям воспринимать простые тексты даже без иллюстраций. Но книги с картинками, тем не менее, занимают важное место в домашней библиотеке для дальнейшего развития фантазии. Ребёнку следует предлагать книги с высокохудожественными иллюстрациями, чтобы развивать художественный вкус.
В этом возрасте наращивается сложность текстов. С ребёнком следует обсуждать поступки героев с точки зрения того, хорошо или плохо они поступили. Также не следует забывать, что это возраст «почемучки», дети очень любознательны, и им можно предлагать первые детские энциклопедии.
В этом и более позднем возрасте успехом у детей пользуются многоразовые книжки с маркером, в которых можно рисовать и стирать рисунки (фигуры, буквы, цифры). С помощью таких книг начинается подготовка руки к письму.
Книжки для детей от 5 лет
В этом возрасте можно начинать знакомство с приключенческими историями. В пять лет на более высокий уровень выходит восприятие, легче становится запоминать прочитанное и появляется способность анализировать события. К тому или иному герою книги ребенок может найти прототип из своего окружения, а также узнать самого себя в персонажах. Популярны у пятилетних детей «Крокодил Гена и Чебурашка», «Винни Пух и все-все-все», «Незнайка». В это же время надо начинать знакомить детей с русской классикой.
Какие еще бывают книги?
Книги для детей от 6 мес. Книги для этого возраста должны соответствовать нескольким критериям: быть веселой игрушкой, иметь толстые ламинированные, пластиковые или тканевые странички, чтобы ребенок не порвал и не искусал бумагу.
Книги для детей с 1 года. Книги для малышей в этом возрасте все еще являются игрушками, но восприятие цвета и сюжета уже может привлечь ребенка. Пока не стоит выбирать книги с мелкими деталями. Они все еще должны быть безопасными.
Развивающие книги. Очень важно помогать малышу познавать мир. С полутора лет, когда развивается речь, малыш любит повторять все, что говорит мама. Полезные книжки помогут начать изучать цифры, животных, овощи и фрукты, профессии и так далее.
Книжки-панорамки. Импровизированный театр прямо в книге – самое увлекательное, что может быть. Панорамы сюжета на каждой странице с движущимися элементами развивают фантазию и вызывают неподдельный интерес к книгам. Рекомендуются детям с трех-четырех лет.
Обучающие книги. Это мини-энциклопедии для детей дошкольного возраста. Они дают ребенку информацию, соответствующую возрасту, о тех или иных предметах. Развитие эрудиции и желание узнавать что-то новое гарантировано!
Музыкальные книжки. Такие книжки вызывают восторг у детей. Звуки могут быть разные – от песенок героев мультиков до воспроизведения звуков животных. Особенность этих книжек в элементах питания: их придется покупать отдельно, потому как иногда батарейки не идут в комплекте.
Полезные советы для приучения ребенка к чтению
- Важно помнить, что ребенок копирует отношение родителей к книгам. Если дома нет книжек, а у мамы с папой в руках постоянно телефон, то и ребёнок вряд ли возьмёт в руки книгу.
- Совместное чтение помогает наладить связь между детьми и родителями. Когда ребенок самостоятельно берет книгу и просит вместе с ним почитать, ни в коем случае не нужно ему отказывать. Книги учат размышлять и участвуют в формировании личности ребёнка.
- Старайтесь выбирать книги вместе с ребенком. В возрасте с 4-5 лет можно вместе ходить по книжным магазинам, подбирать литературу, которая понравится именно малышу.
- Старайтесь каждый вечер читать ребенку вслух минут по 20-30. Это не только подстегивает интерес к чтению, но и пополняет словарный запас. Важно, что даже если ребенок умеет читать, не откажите ему в удовольствии – почитайте вслух.
- Прививайте бережность к книгам с раннего возраста. Ребенок не должен рвать их и рисовать на страницах. Если такое случилось – объясняйте, что делать так нельзя. Бережное отношение тоже способствует уважению к литературе. Значимость вещи для вас передастся малышу.