Найти тему
Artfragment

Страна скучных лиц: что Фрида Кало думала о США

В начале марта в США вышла книга профессора истории искусств Селии Стар «Фрида в Америке». В 1930-х мексиканская художница некоторое время жила в США. И там же перенесла выкидыш и сделала несколько операций. Рассказываем, как Фрида Кало мечтала о путешествии в Америку, а после называла ее «страной подонков-миллионеров».

— О путешествии в США Фрида Кало мечтала с юности.

И даже решила самостоятельно заработать на него. Кало освоила пишущую машинку, чтобы устроиться стенографисткой. А кроме этого, подрабатывала кассиром на фабрике. Но желанной поездке тогда не суждено было сбыться. В сентябре 1925 года Фрида попала в страшную аварию, в результате которой получила тройной перелом позвоночника, травмы ключицы, ребер, таза, костей правой ноги, вывих плеча. А живот и матка будущей художницы были проколоты металлическими перилами. Кало тогда было 18 лет. «Это было странное происшествие. В нем не было жестокости, оно было медленным, тихим, изуродовало людей. А меня — больше всех», — вспоминала Кало.

Фрида Кало, «Автобус», 1929.
Фрида Кало, «Автобус», 1929.

— В США Фрида Кало впервые приехала уже будучи замужем за Диего Риверой.

В декабря 1931 года в Нью-Йорке у мексиканского художника открылась персональная выставка в музее Метрополитен. Кроме этого, Риверу пригласили расписать вестибюль Рокфеллеровского центра. Несмотря на то, что художник был ярым коммунистом, он принял капиталистический заказ. Правда, политические взгляды Риверы сыграли с ним злую шутку. На фреске он написал Владимира Ленина. Заказчик потребовал удалить изображение политика. Художник не согласился. И тогда вся картина была смыта. Ривера получил лишь часть гонорара — $14 тыс. А Фрида говорила, что ей не нравятся американцы.

«Они все скучные, и лица у них как у еще не испеченных булочек (особенно у пожилых женщин)»
Фрида Кало и Диего Ривера в Нью-Йорке, 1933.
Фрида Кало и Диего Ривера в Нью-Йорке, 1933.

— В США Фрида вращалась в высшем обществе.

При этом художница так писала своей матери:

«Здесь я стала свидетелем ужасной бедности. Меня глубоко потрясло, что в этой стране подонков-миллионеров, которые жадно сгребают все себе, у миллионов людей нет работы, дома, еды и надежды»

Кало с Риверой посещали в Америке приюты для бедных, обитатели которых «спали как собаки в загоне». При этом работы мексиканского художника, создававшиеся по заказу американской стороны, не отражали бедственного положения. Хотя в стране, тем временем, за первые пять лет Великой депрессии без крова осталось около 1,2 млн человек.

Фрида Кало, «Автопортрет на границе Мексики и США», 1932.
Фрида Кало, «Автопортрет на границе Мексики и США», 1932.

— Огромный Нью-Йорк, казалось, мог проглотить художницу.

Но она нашла свое место в городе — в музеях. Кало была очарована «великолепным искусством», хранящимся в них. В первую же неделю пребывания в Нью-Йорке она отправилась в музей Метрополитен. Фриду впечатлили местные египетский и греческий отделы, а матери она писала о великолепных копиях мозаик венецианского собора Святого Марка. Художница вспоминала несколько оригиналов картин Эль Греко и Гойи, которые она изучала часами.

Фрида Кало прибыла в Нью-Йорк, 1938.
Фрида Кало прибыла в Нью-Йорк, 1938.

— В 1932 году Фрида Кало сделала небольшой акварельный пейзаж, на котором изобразила Центральный парк Нью-Йорка.

Художница написала его с высоты птичьего полета: видимо, она жила в одном из соседних домов. Кало, известная яркими красками своих полотен, здесь использовала бледные оттенки зеленого и коричневого. А деревья изобразила голыми.

Фрида Кало, «Вид на Центральный парк», 1932.
Фрида Кало, «Вид на Центральный парк», 1932.

— Фрида называла США «Гринголандией».

«Здесь я только и мечтаю о том, как бы вернуться в Мексику», — писала художница.

«Я не люблю гринго со всеми их достоинствами и многочисленными недостатками, с их душевным складом, их омерзительным пуританством… Меня раздражает, что в «Гринголандии» в человеке больше всего ценится честолюбие, желание стать «кем-то». А я, откровенно говоря, нисколько не стремлюсь кем-то там стать. Я презираю их чванство и совершенно не желаю сделаться большой шишкой»

Николас Мурай, снимок Фриды Кало в Нью-Йорке, 1946.
Николас Мурай, снимок Фриды Кало в Нью-Йорке, 1946.

— Еще одним городом, сыгравшим свою роль в судьбе Фриды Кало, был Детройт.

Сюда она приехала с Риверой, получившим заказ на фреску на тему современной промышленности для центрального дворца Института искусств. Американский «город моторов» Фрида описывала как «убогую старую деревушку». Но здесь она написала одну из своих самых трагических картин. В Детройте художница забеременела, но спустя три с половиной месяца у нее случился выкидыш. Кало 13 дней провела в госпитале Генри Форда, после чего написала полотно, посвященное народившемуся сыну. Кстати, в США Фрида также перенесла несколько операций на позвоночнике.

Фрида Кало, «Госпиталь Генри Форда», 1932.
Фрида Кало, «Госпиталь Генри Форда», 1932.

— Еще одно полотно, написанное Фридой Кало в США, — «Здесь висит мое платье».

Осенью 1932 года художница узнала о смертельной болезни матери. Кало отправилась в Мексику, где вскоре прошли похороны. После них Фрида вернулась к мужу в США. Там она страдала от безделья. «Здесь висит мое платье» было критикой тусклой индустриальной жизни страны. Кало изобразила небоскребы, дымовые трубы и железных монстров.

Фрида Кало, «Здесь висит мое платье», 1933.
Фрида Кало, «Здесь висит мое платье», 1933.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.