Найти тему

"Нерегистрат". Преимущества или проблемы?

Совсем недавно делал обзор по вступившим в силу административным штрафам за нарушения, связанные с эксплуатацией плавсредств. И после публикации его на сайте ПКР, возникло довольно непростое обсуждение, касающееся тех плавсредств, которые не подлежат государственной регистрации, на рыбацком сленге - "нерегистрат"

Вопрос по которому начались споры - отнесение нерегистрируемых плавсредств к какой-либо категории по району плавания. Ну и плавно расширился до норм комплектации, и вообще поднадзорности этой категории судов.

Собственно эти вопросы и двигают меня разобраться , откуда "что растет", и как быть, если на воде к вам подходит инспектор ГИМС, вы на нерегистрируемом моторном комплекте или весельной лодке. Что у вас должно быть, и как определить, насколько вы имеете право удалиться от береговой линии или укрытия. Ну и вообще, какие плюсы и минусы влечет за собой нерегистрируемая лодка с мотором ( естественно, незарегистрированная по закону)

1 Какое судно не подлежит государственной регистрации?

На этот вопрос казалось бы однозначно отвечает "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации". В статье 16 "Государственная регистрация судна и прав на него, учет плавучих объектов" четко определено :

1.1. Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

выделил и подчеркнул именно то, что чаще всего касается нас, рыбаков-любителей. Формулировка эта известна, и , не смотря на однозначную читаемость, не-нет, да и возникают споры, и ладно, если в среде "диванных экспертов", но хуже гораздо, когда спор возникает на воде, и одна из спорящих сторон - инспектор ГИМСа, доказывающий владельцу лодки, что его судно должно быть зарегистрировано, и в результате, выписывающего штраф на сумму от 5 до 10 тысяч рублей в соответствии со статьей 11.8 КоАП РФ (Нарушение правил эксплуатации судов...). Причем базируется этот возможный спор, на том , что в прошлые года неоднозначно трактовался пункт измерения веса лодки. Существовало два ГОСТА, по одному из которых вес лодки определялся весу самого судна плюс максимально возможный вес двигателя, предусмотренного для установки на эту модель (по технической документации на лодку) . Кто не верит в то, что такая на первый взгляд "ерунда" имела место быть, может сам посмотреть ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые. Основные данные". Именно его в 2015 году МЧС России рекомендовало подразделениям ГИМС для определения параметров судна ( ПИСЬМО МЧС РОССИИ ОТ 04.02.2015 N 29/1-3-153 <О МАЛОМЕРНЫХ СУДАХ>) И начались приключения. Поскольку регистрировать то люди приходили с определенным двигателем, а не с гипотетическим, равно и не регистрировали тоже с совершенно определенным. Совершенно по здравому смыслу считая, что вес конкретной лодки должен определяться именно с тем двигателем, который установлен на ней, а не с абстрактным "максимально возможным". Наконец, спустя 4 года, и бог знает сколько ругани рыбаков с инспекторами, до высокого начальства дошло, что понятие максимально возможный двигатель используется в ГОСТе, предназначенном для определения параметров безопасности для ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЛОДОК, в частности именно по этим методикам считаются требования к толщине транца, обеспечивающей необходимую безопасность, регистрировать (или не регистрировать) надо в соотнесении к массе двигателя , реально установленного владельцем лодки (это относится в первую очередь конечно к ситуациям, когда двигатель не стационарен, и владелец может выбирать варианты) И, в марте 2019 года было написано новое письмо МЧС России от 20.03.2019 N 29/1-3-626 "Об определении массы маломерного судна". Письмо настолько замечательное, что я не удержусь, и приведу достаточно длинные цитаты из него.

под массой маломерного судна следует понимать "массу укомплектованного судна" в соответствии с ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые. Основные данные".
При расчете массы укомплектованного судна используются положения п. 6.3.1.4.2 ГОСТ Р ИСО 8666-2012, в котором указано следующее:
"Масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже:
- масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор...".
При этом следует учитывать, что ГОСТ Р ИСО 8666-2012 устанавливает требования в отношении изготовителя, но не пользователя судна.

Слава Богу! Пользователь регистрируя конкретное судно (опять же - или не регистрируя) имеет дело с конкретным двигателем, установленным на эту, конкретную лодку.

Дальше в письме идет еще очень большой пласт канцеляризмов, который я чуть подсокращу, в кратце : упоминается технический регламент таможенного союза и Правила классификации судов, используемых в некоммерческих целях, административный регламент МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию плавсредств. И вот важное для нас :

Пунктом 3.16 Административного регламента установлено, что масса маломерного судна, полностью укомплектованного техническими средствами и минимальным набором средств безопасности, определяется взвешиванием, при этом проверка предусмотрена только для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 килограмм.

То есть, если сомнений масса комплекта лодка+мотор не вызывает, то и взвешивать не надо. Что для владельца лодки это означает на практике, скажу ниже. Для нас же еще имеет значение завершающая часть этого письма :

В целях исключения претензионных вопросов при обращении граждан по определению необходимости регистрации маломерных судов, имеющих массу менее 200 кг с установленными на них пользователями двигателями мощностью 8 кВт и менее, рекомендовать их владельцам предоставлять суда на освидетельствование, в рамках которого проводить процедуру взвешивания.
По результатам данного освидетельствования выдавать владельцам заключение, в котором указывать:
- суммарную массу судна, укомплектованного в соответствии с нормами и установленным на нем двигателем;
- марку и модель двигателя, установленного на судне в момент освидетельствования;
- сведения о необходимости государственной регистрации судна.
Начальник Управления
безопасности людей
на водных объектах
Д.В.ТАРАСОВ

То есть конечный совет: если возникают сомнения - бери комплект, вези его в ближайший центр ГИМС, и требуй освидетельствования судна, и выдачи заключения. Причем, есть один немаловажный нюанс, регламентируемый теми же вышеупомянутыми Правилами Классификации судов по которым и проводится освидетельствование, а именно пункт 10:

10. Классификация проводится органом классификации вне зависимости от технического состояния маломерного судна и его укомплектованности оборудованием и снабжением.

То есть, для того, что б получить заключение о том, что судно не подлежит регистрации, равно как отклассифицировать его на предмет соответствия району плавания, вам отнюдь не надо заморачиваться наличием спасжилетов, концов Александрова, сигнальных ракет и т.п., что требуется для освидетельствования регистрируемого судна. Это в принципе можно отнести к плюсам нерегистрата. Хоть и очень сомнительному плюсу.

Подводя итоги этого длинного раздела. Коротко , что должен иметь с собой на воде (это важно, не где-то, а именно с собой в лодке, что б спокойно разговаривать с инспектором ГИМС)

  • документ подтверждающий права собственности на лодку (и мотор, в случае покупки их раздельными позициями) - как правило достаточно копии договора купли-продажи. Если в лодке не владелец, то к этому добавится доверенность на управление или договор аренды, если лодка взята в прокат)
  • документ , удостоверяющий личность владельца лодки (или лица на которого выписана доверенность или оформлен договор проката)
  • документ, подтверждающий соответствие вашего плавсредства категории сложности района плавания. Последнее важно, если вы удаляетесь от берега в погодных условиях или на удаление, соответствующие району выше категории сложности IV разряд 5. Это самая "беззубая", безопасная категория. В которую без напряжения попадает всё :
- плавание в морских районах или внутренних водных бассейнах с вероятной силой ветра до 4 метров в секунду, высотой волны до 0,25 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 0,27 морской мили

Перевожу на русский понятный :

высота волны - это расстояние от подошвы (самая низкая точка ложбины волны) до вершины гребня волны. Ниже картинка их интернета, иллюстрирующая этот термин. Важно, для тех, кто помнит высшую математику, или изучал электротехнику - там амплитудой волны считается половина аналогичной высоты. Здесь на воде - это абсолютная величина от минимальной до верхней точки. То есть для 5 разряда высота волны всего 25 сантиметров.

Справочно, для тех, кто сам хочет прикинуть , какой высоте волны соответствует борт его судна, есть вот такой ГОСТ 19105-79 Суда прогулочные гребные и моторные. Типы, основные параметры и общие технические требования , для тех же кто ленится читать сложные технические тексты, приведу еще картинку , как раз из из этого ГОСТА

Требования к высоте борта в зависимости от допустимой волны.
Требования к высоте борта в зависимости от допустимой волны.

Но пользоваться этой таблицей советую только как грубым справочным пособием, поскольку есть еще коэффициенты, зависящие от водоема, типа плав средства и т.п. ТО есть с пеной у рта инспектора ГИМСа убеждать, что раз в ГОСТЕ такой график, то и вас эдакий район плавания - будет не очень эффективно.

Трех процентная обеспеченность волны (высоты волны) - термин, говорящий о том, что не более 3% волн будут иметь высоту , превышающую заданную. То есть, выше 25 см будут только 1-2 волны из 30

0,27 морской мили - это 0,5 км (1 м.м = 1,852 км)

То есть тем документом, который вы можете иметь с собой, что б аргументировать район плавания для вашего судна при встрече с инспектором ГИМС совсем не обязательно должно быть заключение технического освидетельствования, как можно было подумать из первой части этой статьи. Вполне достаточно иметь с собой техпаспорт лодки. В котором обычно помимо высоты надводного борта, производитель еще указывает общий класс для судов этой серии. 9Но вот тут как раз стоит вспомнить, что производитель, проходя сертификацию изделия, как раз и будет давать расчеты именно под максимальный мотор. А не под ваш конкретный. То есть в любом случае разбираться с инспектором вам и только вам. Поэтому не ленитесь перечитать первоисточник.

На всякий случай докину остальные требования к районам плавания (п 8 Правил) :

8. По результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и относит его к одной из следующих категорий сложности района плавания:
а) категория сложности 0 - плавание без ограничений по условиям плавания;
б) категория сложности I - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 25 метров в секунду, высотой волны до 8,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 200 морских миль;
в) категория сложности II - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 20 метров в секунду, высотой волны до 7 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 100 морских миль;
г) категория сложности III - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 15 метров в секунду, высотой волны до 3,5 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 50 морских миль;
д) категория сложности IV:
I разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 3 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль;
II разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 2 метров 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 12 морских миль;
III разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 1,2 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 6 морских миль;
IV разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны до 0,6 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили;
V разряд - плавание в морских районах или внутренних водных бассейнах с вероятной силой ветра до 4 метров в секунду, высотой волны до 0,25 метра 3-процентной обеспеченности и удалением от мест убежищ или берега до 0,27 морской мили.

Маломерные суда наших классов - это практически всегда 4 категория и 4 или 5 разряд.Причем для ПВХ лодок требования по безопасности к 4 разряду строже чем у палубных катеров - 1,6 морских мили. ТО есть не далее 3 км.

И так, что мы видим по факту из плюсов нерегистрата:

1 Если у вас нет сомнений что ваши "лодка+мотор" весят существенно меньше 200 кг и вы не хотите ходить по районам плавания, попадающим под более высокую категорию, чем 4-5, то нерегистрат снимает с вас достаточно много проблем . Не надо прав на управление, не надо ездить на техосвидетельствование.

2 Не надо платить транспортный налог.

Условные минусы , которые просто даже не минусы, но так.... надо знать и при необходимости решать вопрос:

1. Если вы хотите реально аргументированно ходить на вашем нерегистрате дальше 500 метров от берега, если у вас самого вызывает сомнение обоснованность возможности нерегистрировать судно, то лучше сходить один раз на освидетельствование и получить "бумагу". В отличие от регистрируемых - вам достаточно этот документ получить один раз . Регистрируемые будут кататься каждые 5 лет на освидетельствование (это в соответствии с текущим законом, было время, когда проходили ежегодный техосмотр)

2 У незарегистрированного судна набор документов, необходимый для корректного нахождения на водоеме, на самом деле существенно больше, чем у регистрируемых лодок, для которых судовой билет сейчас совмещен с актом освидетельствования (что кстати чертовски неудобно, но всеравно проще, чем договор, плюс технический паспорт на лодку и мотор)

3 Нормы снабжения и обеспечения индивидуальными спасательными средствами практически такие же, как на регистрируемых лодках, но... узнать об этом вы можете внезапно от инспектора на воде, через протокол и штраф.

Ну вот пожалуй это все, что хотел сказать и с чем разобраться по нерегистрируемым лодкам.

Ни хвоста , ни чешуи.

Да минует нас короновирус.

С рыбацким приветом, Николай Кириллов (кнб)