О государственных инспекторах природных заказников вспоминают, в основном, когда речь идет о браконьерах. Между тем эту профессию смело можно назвать одной из самых ответственных и… романтичных. На плечах их лежит охрана заповедных территорий от любых посягательств на их благополучие. О своей любимой работе рассказывают участковые государственные инспектора заказников Бурятии.
Баир Владимирович ЭРДЫНЕЕВ (природный заказник «Кондо-Витимский», Еравнинский район).
Баир Владимирович не сразу стал «лес- ным» человеком. По образованию он инженер-механик. Как говорит сам: «больше практик, чем теоретик». И однажды он решил круто изменить свою жизнь и стать инспектором. «Двадцать лет назад мой хороший друг посоветовал устроиться в департамент лесного хозяйства, там были свободные вакансии. В 2005 году департамент реорганизовали, и я перешел в Россельхознадзор межрайонным инспектором. Через три года перешел в Бурприроду. В этом году исполняется десять лет, как работаю инспектором в заказнике «Кондо-Витимский»».
Баир Эрдынеев стал первым инспектором в новом заказнике – «Кондо-Витимском». Появился заказник на месте упраздненного «Кондинского». Можно сказать, что заказник поменял свое местоположение, причем в пределах одного лесничества. В свое время, помимо «Кондинского», в Еравнинском районе действовали еще два заказника – «Мухейский» и «Тулдунский», оба они были признаны выполнившими свою роль, и режим охраны с территорий был снят.
Первые годы для нашего героя стали настоящем вызовом - многое было в плачевном, заброшенном состоянии. Пришлось с нуля выстраивать всю структуру работы заказника. Особенно сложно было с местным населением. «Местные мужики привыкли охотиться и рыбачить в этих местах. Реки Витим и Конда всегда славились своим богатством, - вспоминает Баир Владимирович. - А как появился заказник, ситуация изменилась. Так что много времени уходило на то, чтобы объяснять новые реалии жизни местному населению».
Спустя десять лет все изменилось. Многие бывшие браконьеры стали хорошими и законопослушными гражданами. Да и общее количество браконьеров снизилось в разы. Роль смирительной рубашки сыграло ужесточение законодательства - увеличение штрафов, уголовная ответственность и авторитет Баира Владимировича.
Работа участкового инспектора не ограничивается только охраной заказника от браконьеров. Перечень их деятельности широк и многогранен: патрулирование территории, мониторинг численности животных, проведение зимнего и летнего учетов живности, обосновавшейся на этой охраняемой территории, проведение биотехнических мероприятий, таких как подкормка животных, создание искусственных водопоев и так далее. Иногда приходится даже выхаживать ослабленных, попавших в беду животных. Одним словом, работы в заказнике хватает. В таком трудном деле Баиру Владимировичу помогает его напарник Бадмажаб Басагадаевич Нимаев.
Несмотря на то, что столь трудозатратная профессия не слишком высоко оплачивается, наш герой очень любит свою работу. «Мне нравится наблюдать за животными. Зверей и птиц, которых люди видят на картинках, мы видим вживую и, более того, принимаем участие в их жизни. К тому же наши звери нам доверяют. Вот патрулируешь территорию и видишь их вдалеке, а они один раз в нашу сторону посмотрят, поймут, что это мы, и спокойно продолжают «свои дела». Не боятся нас. Такое доверие надо оправдывать и продолжать их защищать от браконьеров». Баир Владимирович убежден, что в заказниках остаются работать те, кто искренне болеет за будущее флоры и фауны. Дикие животные в природе были всегда. И чтобы не нарушать этот экобаланс, их нужно сохранять.
Андрей Георгиевич ХОЛМОГОРОВ (природный заказник «Худакский», Хоринский район)
В профессию Андрей Георгиевич пришел более трех десятков лет назад. И, как гово- рит он сам, «неслу- чайно». Интерес к природе, к животному миру возник «с детского сада». И на всю жизнь. «Мой дед был опытным охотником, а отец некоторое время работал штатным охотником в Хоринском госпромхозе. Затем до пенсии – в лесном хозяйстве. Так что лес для меня - настоящий второй дом. Мы с сестрой поступили в Дивногорский техникум на «Лесное дело». После учебы я три года отслужил на флоте и вернулся в Бурятию. Но не сразу пошел работать по профессии. Пару лет работал в городе, и только потом малая родина потянула обратно. Полтора года трудился в родном лесхозе. А в 1987 году образовалось охотничье хозяйство в Хоринске, где я был егерем. В 2005 году появилась «Бурприрода», и мне предложили стать инспектором. Уже почти 15 лет работаю в заказнике».
Заказник «Худакский» создан в 1971 году. Расположен он в горно-таежной зоне, где присутствуют остепненные участи в южной его части, севернее горная тайга постепенно переходит в подгольцовую зону, поросшую в основном кедровым стлаником, и сами гольцы с открытыми участками. В заказнике, как и на любой ООПТ, действует свой природоохранный режим, благодаря которому на данной территории обеспечиваются охрана и воспроизводство ценных объектов животного мира и сохранение среды их обитания, проводятся комплексы биотехнических, воспроизводственных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий обитания и воспроизводство животного мира. «Особенность нашего заказника в том, что он расположен рядом с тремя населенными пунктами и весьма близок к городу Улан-Удэ. Следовательно, антропогенный фактор тут высокий. Приходится очень строго выполнять охранные мероприятия, - рассказывает Андрей Холмогоров. - Выручает нас то, что в заказнике почти все дороги тупиковые. Это означает, что автобраконьерам придется выезжать обратно своим следом, что облегчает нам работу по их поимке. Выручают и камеры видео наблюдения. Мы выставляем их на самых сложных участках, где подозреваем возможное браконьер ство. Как говорится, высокие технологии в помощь».
Андрей Георгиевич работает в паре с Николаем Николаевичем Рожковым, одним из самых опытных инспекторов Бурприроды. Он работает в заказнике еще с 70-х годов и знает его как свои пять пальцев. От таких людей ни один правонарушитель не уйдет. Инспектора ведут наблюдение и за животными: где и каких видели, отмечают их активность, какие новые животные зашли на территорию «Худакского». Кстати, интересный факт: несмотря на близость заказника к населенным пунктам, здесь большая плотность изюбрей. Больше только в «Снежинском». Но он находится в труднодоступном месте, куда можно добраться только на авиатранспорте или лошадях. «Нынче весной только за одно утро насчитали 63 изюбря. Где такое еще увидишь? - отмечает Андрей Георгиевич. - Даже мой друг - охотовед из Якутии, когда приезжал к нам и увидел большое стадо благородных оленей, не мог поверить в происходящее. Сказал: «Не думал, что есть еще места, где такое количество диких оленей можно увидеть рядом с человеком».
Возможно, найдутся люди, которые скажут: «Зачем столько труда вкладываете, да еще за «копейки»? Одним животным больше, одним меньше, и без этого проблем хватает». С такими доводами Андрей Холмогоров не согласен. «Необходимо, чтобы животные были в своей естественной среде обитания, где они красивы, величественны и грациозны», - считает госинспектор.
Татьяна МУНКОЕВА