Приветствую, дорогой читатель! Сегодня ко мне в руки попал очень интересный экспонат. «Конец сезона» не просто интерпретирует известную, многими любимую, пьесу А. П. Чехова «Три сестры», но и привносит много собственных идей. Режиссёром картины является именитый Константин Худяков, а продюсером выступил Станислав Говорухин (данный проект является его последней продюсерской работой). Зрители могли наблюдать данный фильм с 22 ноября 2019 года. Ну что, разбирать будем?
Сюжет данной картины довольно прост и имеет меланхоличные настроения. Три сестры живут в маленьком городке где-то в Прибалтике. У них разные характеры, но кое-что их объединяет - тяга выбраться в Москву. Они чахнут в большом доме, а под их бренными диалогами в воздухе медленно разгорается фитиль...
Визуальный ряд
Человек, который посмотрит на описание «Конца сезона», сразу заметит там фамилию "Чехов". И если этот человек решит посмотреть данную ленту, то никакой визуал ему вовсе не нужен. Это почти полностью драма. Она почти полностью происходит в четырёх стенах и почти полностью акцентирована на актёрской игре. О какой графике может идти речь в подобной картине? Но, нарисованные эффекты (и не только нарисованные) здесь всё же присутствуют. Встречаются они ровно один раз и длятся относительно недолго. Скажу честно - выглядит графика очень натурально и очень эффектно. К сожалению, в интернете нет информации о том, взрывался ли дом в реалии. Также хочу отметить, что постройка, где живут главные героини перекрашивался и реконструировался ради фильма (это своего рода тоже спецэффект). +1 балл.
Атмосфера
Надо отдать должное создателям - локации для съёмок были подобраны очень убедительные. Большая часть сцен были отсняты в Сестрорецке (это весьма иронично). Окунуть зрителя в атмосферу маленького городка Прибалтики явно удаётся. Медленная и размеренная жизнь персонажей картины также способствует передаче атмосферы. Казалось бы, у них есть всё, но при удачном вглядывании оказывается, что на душе у героев пустота. Также в фильме задевают тему бандитизма, а именно его проявление в 90-х и начале 2000-х. Тут есть и рации, и автоматы, и взрывчатка, а ещё новый русский на гелике. Можно считать, что с атмосферой справились, +1 балл.
Музыкальное и звуковое сопровождение
В картине используется лишь две композиции. А ещё есть плохо сочинённый ряд на бас-гитаре, который должен передавать настроение чего-то тайного и тревожного. Больше мною композиций замечено не было. Где-то в глубине души я хочу поставить ленте единичку, потому что песни используются джазовые. Это редкий случай, когда джаз используют в русском кинематографе. Но тут встревает здравый смысл. Как можно ставить картине положительную оценку за музыку, если актёры иногда не попадают в слова песни? Композиция звучит, а рот закрыт. Это выглядит топорно и халтурно. Прощай единичка, 0 баллов.
Актёрская игра
Здесь хорошо, но не более. Актёрский состав блистает, будто звёзды на небе: Юлия Снигирь, Юлия Пересильд, Анна Чиповская, Сергей Колтаков, Евгений Цыганов, Дмитрий Ендальцев. Казалось бы, от такого набора именитых артистов можно ожидать просто умопомрачительную игру. Но планка не может подняться выше, чем просто хорошо. Евгений Цыганов вновь не эмоционален. Колтаков играет убедительно, но его персонажу не хватает шпионских задаток, потому иногда его образ рушится на корню. Снигирь и Пересильд, или же просто две Юлии, показали по 2 мощных сцены, от которых можно заболеть мурашками. Чиповская в фильме лишь для того, чтобы отыграть младшую из сестёр, безэмоциональную и вольнолюбивую. Дмитрий Ендальцев показывает как раз её любовника и делает это хорошо. Не все роли меня впечатлили, но были довольно удачные образы, за которые могу сказать, что актёрская игра в картине удалась. +1 балл.
Операторская работа и монтаж
Фильм не содержит в себе какую-либо операторскую искру. И пусть даже снято без изюминки, но покажите Вы просто хорошие кадры. Зрителю иногда подсовывают крупные планы лиц героев, которые просто смотрят друг на друга без эмоций. Мы можем наблюдать, как в сцене застолья используют дрожащую съёмку. Монтаж и того хуже. Порой возникает ощущение, что между сценами дыра, и она явно побольше тех, что нынче модно оставлять в джинсах. Фильм очень с трудом воспринимается, и одна из главных причин - это монтаж. 0 баллов.
Уникальность
Фильм самокопирует прежние заслуги Говорухина. Подача «В стиле jazz» и лейтмотивы от его другого продюсерского проекта «Сдаётся дом со всеми неудобствами». Получился этакий собирательный образ с нотками триллера. Получаем ли мы, как зритель, какой-нибудь новый экспириенс? Нет. Или может авторы своей картиной что-нибудь нового привнесли в используемые жанры? Нет. Это худо-бедная копирка, от которой ни тошно, ни весело. 0 баллов.
Сюжет
Сценарий в «Конце сезона» до сверхгениальности прост. Зрителя не хотят знакомить с мелочами, будь то болезнь одной из героинь повествования или как персонаж А знаком с персонажем Б, и почему мы должны сопереживать их любовным перипетиям. Одному лишь сценаристу это известно. И картине от этого ни тепло, ни холодно. Понимаете, вроде как и хорошо, что в зрителя не кидают различными мелочами, которые лишь забивают пустоты в наших бедных головах. Но, вроде как и плохо, ибо нам не за что зацепиться, чтобы пойти в след за этими героями. Они нам кажутся бездушными и серыми. Через диалоги нам, конечно, раскрывают сущность некоторых персонажей, а также их предысторию. Этого мало и это только для самых внимательных, так как диалоги порой настолько скучны, что можно уснуть.
У «Конца сезона» получилось создать чеховскую атмосферу. Ей здесь пропитано буквально всё, начиная от посиделок главных героинь и заканчивая каждой глиняной фигуркой в кадре. Явные ценители подобного будут в восторге. Картина заявлена как одна из цикла фильмов «Хрестоматия для старших классов». От части соглашусь, её можно показывать детям 14+. Хоть где-то они могут хлебнуть атмосферы пьесы Антона Павловича Чехова.
У меня сложилось очень странное чувство по поводу сценария. Он и не так прост, каким кажется, но и не так сложен, чтобы о нём петь дифирамбы. И даже больше скажу - это не золотая середина. Просто перед нами нечто непонятное, вызывающее значительное количество вопросов. Я, конечно, поставлю оценки, но они основываются на настроении, а не на объективном суждении:
Экспозиция: +1 балл;
Развитие: +1 балл;
Эпилог: +1 балл;
Общие аспекты: 0 баллов.
Повторюсь, что это просто моё настроение после двух просмотров данной картины. Возможно, у Вас будет иначе.
Вердикт
Итак, что мы получаем на выходе? Картину, имеющую в своей основе отличный сюжет, пронзительную чеховскую атмосферу и звёздный актёрский состав. Я в восторге, но чтобы прийти к этому восторгу, мне пришлось дважды смотреть данную ленту. «Конец сезона» рекомендую к просмотру любому человеку. Не важно, стары Вы или молоды. Не важен ваш статус и предпочтения в жанре. Ради атмосферы и актёрской игры фильму можно простить и слабую операторскую работу, и плохое музыкальное сопровождение, и слабые диалоги. От меня «Конец сезона» получает 6 баллов из 10.
Карта канала «Кинотаурус»
Всем спасибо за прочтение, смотрите только качественные фильмы ㋛