В Санкт-Петербурге на доме № 2 по Сердобольской улице (административное здание трамвайного парка № 5) установлена мемориальная доска, гласящая: «15 апреля 1942 г. после четырехмесячного перерыва благодаря героическому труду работников парка возобновилось трамвайное движение по улицам блокадного Ленинграда».
До сентября 1941 года движение трамваев в Ленинграде было достаточно стабильным. Однако, когда вокруг города сомкнулось кольцо блокады, 8 декабря 1941 года движение трамваев прекратилось.
В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановлении движения трамвая, при этом первую очередь речь шла о восстановлении грузоперевозок.
Этим планам – благодаря героизму ленинградцев – удалось сбыться и 7 марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы.
Зачем же нужно было грузовое трамвайное движение в городе?
Ленинград в холодную и голодную зиму 1941–1942 годов практически не убирался.
Весна – это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса можно было только с помощью трамваев, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом с помощью трамваев и жителей город был очищен от зимних нечистот. Трамвай играл важную роль и в эвакуации города.
На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций с последующей перегрузкой в эшелоны. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки поездов. Трамвай стал символом веры в Победу и надежды. Быт горожан несколько упростился – теперь от работы до дома не приходилось ежедневно ходить пешком. Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров.
Как же минимизировать потери?
Вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке.
Чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям.
Для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля).
На линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли дотолкать трамвай до исправного участка. Водителями и кондукторами в основном работали женщины и дети. Многие из них носили форму – темно-синие пиджаки с погонами, на которых были изображены крылья, молот и гаечный ключ. В обязанности кондукторов входило не только взимание платы за проезд в размере 15 копеек, проверка документов, но еще и эвакуация пассажиров в случае обстрела.
Так, 15 июня 1942 года восемнадцатилетняя вагоновожатая Агафья Герасимова привела в парк поврежденный поезд, один из вагонов которого был изуродован до неузнаваемости. К счастью, жертв не было: как только поблизости начали рваться снаряды, девушка остановила трамвай и приказала пассажирам немедленно укрыться в бомбоубежище.