Народное творчество никогда не появляется просто так, без причины. У всех народных сказок, анекдотов и даже фразеологизмов есть свои конкретные и весьма практические обоснования - длительный предшествующий опыт, который со временем заархивировался в анекдот или что-то типа этого.
Главное тут – найти правильный архиватор. Вот, к примеру, всем нам знакомое выражение "зубы на полку" как обозначение ситуации, когда есть совсем нечего и давно.
Если вы откроете справочник или учебник русского языка, вы там прочитаете, что такое выражение означает "хоть вынимай зубы изо рта и клади их на полку – они все равно тебе все равно не понадобятся, потому что еды нет и жевать ими нечего".
Но это не правильная трактовка. Хотя бы потому что такие съемные зубы – это уже протезы. Протезирование применялось аж с 18-го века. И стоило оно очень дорого – позволить себе его мог только богатый человек. Но у богатого человека всегда найдутся деньги на еду. Пусть по более высокой цене, но найдутся. Соответственно, голод и отсутствие еды – это не про него, не тот случай.
Есть и другая трактовка. Мол, это выражение придумали крестьяне, а под зубами подразумеваются инструменты типа бороны, плуга или грабель. В общем, инструменты с зубчатыми деталями. Дескать, было такое голодное время, что у крестьян не хватало сил работать с этими инструментами – прям хоть клади эти зубья на полку. Но это тоже не годится, потому как ни один крестьянин не будет заводить полку для таких инструментов. Он их просто поставит на пол в сарае.
Ну а какая же трактовка правильная? И действительно ли это выражение связано с голодом?
- С голодом оно действительно связано. Только не так как вы думаете. Тут надо обратить внимание прежде всего не на зубы, а на полку. В самом деле, логическая связь "голод – зубы" понятна, но вот полка-то тут при чем? Откуда она взялась вообще и что она означает?
А дело в том, что полка – это в нашем случае не мебель. Это элемент ружейного кремневого замка. Вот такого:
Такие замки изготавливались с 17-го века по первую половину 19-го века. Чтобы выстрелить из кремневого ружья, необходимо было засыпать заряд пороха в ствол с дульной части, потом затолкать туда пулю и пыж, а также (вот теперь внимание) отсыпать часть пороха на полку – на такую специальную выемку, имеющую соединение с каналом ствола.
При нажатии на спусковой крючок, зажатый в тисках кремень ударял по огниву, одновременно открывая крышку полки. Искры от контакта кремня с огнивом воспламеняли насыпанный на полку порох, а тот – воспламенял основной заряд в стволе. Так производился выстрел.
Но вот ведь какая штука. Кремень – это изнашиваемый материал. Одного кремешка хватало в среднем на 40 выстрелов. Солдатская патронная сума в те времена была рассчитана, кстати, как раз на 40 патронов – это не случайно.
И кремень под ногами не валяется. Его еще надо добыть на месторождении. А их не так много. Да и потерять кремень очень легко. Хотя бы потому что он не надежно держится в зажиме – поверхность у него неровная, а матерчатая прокладка не сильно помогала. Поэтому без кремня ружье превращалось просто в кусок дерева и кусок металла.
И теперь представьте. Вы – охотник где-то в Дальних Гребенях в 18-м веке. Вы живете охотой – это ваше пропитание. И вот вы потеряли кремень для своего кремневого ружья, а запасов его у вас нет – что это для вас значит? А это значит, что вы останетесь без еды. По крайней мере, до ближайшего базарного дня, который когда еще будет. Прям хоть зуб выдирай и вместо кремня используй – чтоб ударял по полке. Тем более, что форма у них обоих - похожая.
Вот отсюда и пошло это выражение.