Московской публике повезло увидеть выступление своего любимца — французского пианиста Дебарга — с камерным оркестром «Кремерата Балтика» 10 марта — до того, как тур музыкантов был прерван из-за коронавируса.
Люка Дебарг еще со времен Конкурса Чайковского пятилетней давности горячо полюбился российской публике, которая, открыв для себя молодого пианиста, поначалу то и дело сокрушалась из-за несправедливости решения присудить таланту «всего лишь» четвертое место. А полюбили Дебарга за музыкальность и свободу исполнения, да так страстно, что по сей день прощают технические огрехи, а на неверно взятую тонику реагируют улыбкой.
Его полюбили, как идола. «Никакому другому иностранному пианисту не удалось вызвать такую сенсацию после того, как Гленн Гульд играл в Москве (1957 год. — «Культура») и Ван Клиберн победил на Конкурсе имени Чайковского (1958 год. — «Культура»)», — писали в западной прессе. А еще можно вспомнить, что за двадцать лет до того в российской столице «родился» еще один «незаслуженно засуженный» кумир — британский пианист Фредерик Кемпф: неистовое и демонстративное обожание фрондирующей столичной интеллигенцией лауреата «всего лишь» третьей премии 11-го Конкурса Чайковского порой приобретало черты трагифарса. Кажется, у отечественных интеллектуалов-меломанов это что-то типа родового признака: выбрать альтернативного кумира, «обиженного», и окружить его безмерным почитанием.
Но, будем справедливы, история Дебарга как пианиста вполне достойна того, чтобы вызвать смесь восхищения и сочувствия: в отличие от многих известных музыкантов он не сидел с трех лет за роялем, а родители вообще не рассматривали музыку в качестве профессии для своего отпрыска. Окончив школу, Люка уехал в Париж, где поступил на литературный факультет, работал в супермаркете и продолжал заниматься на фортепиано частным образом у разных педагогов. Дебаргу уже было двадцать, когда судьба его свела с Реной Шерешевской, выпускницей Московской консерватории и ученицей выдающегося советского пианиста Льва Власенко. Она и стала главным наставником Дебарга. К слову, за последние пять лет крепкий авторитет Шерешевской в фортепианном мире еще больше возрос за счет выступлений ее учеников на Конкурсе Чайковского. И если Дебарг в 2015-м получил только четвертую премию, то в прошлом году Александр Канторов стал победителем и обладателем Гран-при.
А вот публики оказалось маловато. То ли дебаргоманы еще не вернулись с мартовских праздников, то ли, привыкнув к исполнению молодым французом Шопена, Листа и Скарлатти, испугались фамилий Пендерецкого, Магина и Вайнберга. Как бы то ни было, Светлановский зал оказался заполнен в лучшем случае на две трети. Не было уже ставших привычными оваций и скандирований: «Люка! Люка!» Впрочем, теплый, почти камерно-домашний прием и три биса с музыкой тех же Магина и Вайнберга все же случились. Провожали музыкантов криками bravi и дружными аплодисментами. Польская программа удалась.
Выступление Дебарга и «Кремераты Балтики» в российской столице — часть совместного тура музыкантов, который в начале марта стартовал в Латвии, Литве и Белоруссии и должен был продолжиться в Стамбуле и Баку, но из-за сложившейся в мире ситуации с распространением коронавируса гастроли пришлось прервать. Московская публика пока что последняя, кто услышал новую программу.
17 марта 2020 г., "Культура"