Немецкие танки принято вспоминать весьма нелестно в плане надёжности, не редко практичности и логистики. Чего только стоят упоминания проблем с моторно-трансмиссионными узлами, подвеской и гусеницами. И всё же, были немецкие танки, которые действительно нравились советским танкистам. Но любят не за что-то, а вопреки… Вопреки чему же танкистам СССР нравились Panzer IV?
Panzer IV и его развитие.
История немецкого танка Panzer IV начинается с 1934 года и проекта VK20.01 фирм Daimler-Benz, Rheinmetall, Krupp и MAN. Будущий танк должен был иметь массу до 20 тонн, обладать хорошей подвижностью, круговой бронёй не меньше 15-20 мм, а в качестве вооружения выбрали 75 мм короткоствольную гаубицу KwK 37\L24. В соответствии со многим проектами того времени, машина имела дополнительный индекс B.W – аббревиатура в переводе означала «машина поддержки».
К 1936 году, проект обновили и присвоили индекс VK20.02. Проект дорабатывали под три типа подвески – торсионную шахматную, торсионную классическую со сдвоенными катками и подвеску с тележками на пару катков. В конечном итоге, приняли проект фирмы Krupp с бронёй в 10-15 мм, 75 мм орудием KwK 37\L42, мотором Maybach HL120 TRM мощностью 265 лошадиных сил на 18-19 тонн и подвеской с четырьмя тележками на борт с катками малого диаметра.
Наиболее значимыми модификациями танка были Ausf E, F1, F2, H и J. Версия Е обзавелась 30 мм круговой бронёй, F – 50 мм во любу, а модификация F2 перевооружилась на 75 мм длинноствольную пушку с длинной в 43 калибра. Модификация H была защищена 80 мм лобовым листом в корпусе, а пушку удлинили на 5 калибров. Самая последняя версия – J отличалась в худшую сторону… Упростили интерьер, башня вращалась только вручную, ходовая часть была менее прочной и это ещё не упоминались общие проблемы с бронированием.
За что в СССР ценили Panzer IV?
Для большей части советских танкистов, Panzer IV был крайне неудачным с точки зрения мобильности и проходимости. Узкие гусеницы не позволяли ездить там, где могли проезжать советские машины, манёвренность хуже, меньшая мощность двигателя и проблема с обслуживание трансмиссии. Это было то «вопреки», за которое любили Panzer IV.
Недостатки компенсировались многочисленными преимуществами. Одно из самых главных – обзор. Экипаж имел в своём распоряжении 14 приборов наблюдения из которых 10 были в башне – 6 на командирской башенке, 2 в лобовой броне кроме прицела и 2 в бортовых люках башни. Командир видел всё поле боя и мог закрывать не нужные триплексы броневым щитком изнутри, что было особенно полезно.
Так же, Panzer IV имел традиционную и понятную систему управления, которая не была усложнена рулём или специфичным расположением рычагов. Кроме всего выше сказанного, в обычный Panzer IV можно было установить по меньшей мере 3 радиостанции большого радиуса действия. Он достигался своеобразными антеннами с разветвлениями в разные стороны. Командирские танки могли оснащаться 3-4 антеннами, достигая самого большого радиуса связи в сравнении со всеми аналогами тех лет.
Хочу добавить, что Panzer IV был весьма удобным как в плане комфорта для танкистов, так и с точки зрения приборов управления, удачно балансируя между M4 Sherman и Т-34. Танк позволял реализовать весь боевой потенциал с оптимальным распределением обязанностей среди танкистов. Так же, после 1943 года, советские войска могли без особого труда найти детали для трофейных машин, так как Panzer IV был самым массовым танком третьего рейха. Некоторые могут не согласиться и отметить Stug III, но это в большей степени самоходная установка. Тем не менее, некоторые элементы моторно-трансмиссионной группы подходили для Panzer IV.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.