Найти в Дзене
ru-memorials

Ленинский Тигр

Немецкий тяжелый танк "Тигр" из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.

Panzerkampfwagen VI Ausf. E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель».

Боевая масса: 57 тонн.
Вооружение: 88-мм танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 (8,8 cm Kampfwagenkanone 36 L/56) и два или три 7.92-мм пулемёта MG34 (Maschinengewehr 34).
Годы производства: 1942-1944.
Количество выпущенных: 1355 штук.
Тигр являлся самым защищённым и мощным серийным танком на фронтах Второй Мировой войны в 1942-1943 годах.

-2

К 2020 году известно о шести сохранившихся оригинальных танках Pz.Kpfw.VI Tiger.
Четыре из них находятся под крышей в музеях: Bovington Tank Museum (UK), Musée des Blindés (Saumur, FR), Парк Патриот (Москва, РФ), U.S. Army Armor & Cavalry Collection (Fort Benning, GA, US).
А ещё два стоят на улице: один - памятником в Вимутье (Vimoutiers, FR), а второй (этот) в Ленино-Снегирёвском музее.

-3

Группу из нескольких уникальных танков в 1973 году обнаружил в подмосковном болоте на окраине заброшенного полигона в Нахабино поисковик Юрий Никитин.
Всего было найдено три танка Тигр и два танка Шерман.
Когда перед военными был поднят вопрос о передаче этих танков в музей по неясным причинам один из Тигров был полностью уничтожен.
Остальные четыре танка удалось вывезти.
Три из них попали в Ленино-Снегирёвский музей (два Шермана и этот Тигр).

Фото: https://smolbattle.ru/
Фото: https://smolbattle.ru/

Танку восстановили отрезанную пушку, закрыли металлическими листами отверстия от утраченных люков и панелей моторного отсека.

В таком виде он ржавел на площадке музея до апреля 2001 года, когда его по просьбе саратовского губернатора Аяцкова "на пару месяцев" увезли в Саратов на выставку военной техники.

-5

Вернуть танк в Ленино-Снегирёвский музей удалось только через три года, причём за него пришлось судиться, поскольку саратовский губернатор очень хотел оставить танк в своём городе.

Второй найденный на Нахабинском полигоне Тигр был в очень печальном состоянии и состоял из отдельных кусков.
Его вывезли в Северную столицу, потом он попал в частную коллекцию в Европе, где его внешний вид был восстановлен, в 2013-2016 годах выставлялся в музее Deutsches Panzermuseum (Munster, DE), а затем был перепродан в США где и находится сейчас (предположительно в частной коллекции).

-6

На Тигре мне удалось найти два серийных номера.
Номер на башне: 251106 amp
В справочниках этот номер относят к поздним производственным сериям.
Черновая сборка башни из листов проката сваркой была сделана на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein.
Чистовая - Wegmann & Co.

-7

Номер на корпусе: 251288 amp
Полностью танк был собран на заводе Henschel und Sohn в первой половине 1944 года.

Поздние серийные номера говорят нам о том, что все те легенды, которыми окружена эта машина, не имеют под собой абсолютно никакого основания.

Этот Тигр не мог быть тем самым, который захватили первым под Мгой в сентябре 1942, о чём с восторгом пишет большая часть авторов.

Так же он не был участником Курской битвы, как хотелось бы некоторым "историкам".

Не противостоял он Красной Армии на Украине и в Белоруссии.

Его история гораздо прозаичнее.

-8

После изготовления этот Тигр был передан в 510 Тяжелый Танковый Батальон (510 schwere Panzer Abteilung), формирование которого началось 6 июня 1944 года.

26 июля 1944 года, в числе 45 Тигров 510 ТТБ, эта машина прибыла в Каунас.

Дальнейший её путь достоверно неизвестен.

Возможно, её подбили в боях при попытках Красной Армии ликвидировать Курляндский котёл, а возможно она оказалась среди 13 последних Тигров батальона, которые были брошены в Латвии при эвакуации остатков личного состава 510 ТТБ в марте 1945 года.

В любом случае, после войны танк отправили в качестве мишени на Нахабинский полигон.

Где его расстреливали из новых видов вооружений, а затем, когда уровень защиты танков Тигр окончательно перестал интересовать военных, оттащили на край полигона на импровизированную свалку.

Там его и нашли поисковики в 1973 году.

Сейчас на этот Тигр снова нанесен логотип того самого s PzAbt 510 в составе которого он воевал с Красной Армией.

То есть, первоначальное происхождение машины не является загадкой для сотрудников музея.

-9

Носовая часть танка Тигр.

Большая часть корпуса танков этого типа представляет собой вертикальные и горизонтальные бронелисты.

Только верхние и нижняя лобовые детали отклоняются от этого правила.

Передняя лобовая деталь с проёмами для пулемёта и прибора наблюдения водителя имеет толщину 100 мм и наклон 10° к вертикали.

Верхняя лобовая деталь имеет наклон 80° и толщину 63 мм.

А нижняя деталь толщиной 100 мм наклонена к вертикали на 24°.

Для сравнения, лобовая броня Т-34 имеет толщину 45 мм и наклон верхней детали 50° (60° у Т-34-85).

В носовой части корпуса расположены трансмиссия и тормоза.

-10

Бронировка курсового пулемёта.
Правее него видны остатки кронштейна центральной фары.
Это ещё один признак поздних серий танка Тигр.

-11

Прибор наблюдения водителя.

Ко времени разработки Тигра конструкторы не видели ничего предосудительного в создании уязвимых мест в лобовой детали.

Таких как люки, смотровые щели или подвижные курсовые пулемёты.

Стоит отметить, что после обобщения опыта Второй Мировой войны подобные решения в танкостроении перестали применяться почти повсеместно.

Уже на Т-44 и поздних ИС-2 верхняя лобовая деталь советских танков перестала нести люки, а на следующих моделях лишилась и щелей и отверстий любого вида.

-12

Вентиляционная решётка правого радиатора двигателя.

Обратите внимание на бронекольцо, прикрывающее зазор между вращающейся башней и корпусом танка.

Его добавили в поздних производственных сериях для исключения заклинивания башни попавшими в стык осколками или снарядами.

-13

Подвижная маска пушки.
Справа от пушки (слева на снимке) глубокое отверстие для установки спаренного пулемёта KwMG34.
Симметрично амбразуре пулемёта относительно пушки видно повреждённое отверстие для монокулярного прицела TZF-9c.
Такие прицелы ставились с апреля 1944 года, что позволяет дополнительно сузить датировку выпуска этой машины до апреля-июня 1944 года.
Остальные отверстия на маске пушки - это пробития.
Интересно, что вокруг пробитий есть хорошо различимые кольца.
У меня есть предположение, что это отпечаток подкалиберного снаряда с неотделяемым поддоном (катушечной формы).
Но это не точно.

-14

Бронирование переменной толщины от 90 мм по краям и до 200 мм в районе пушки.
Вертикальная лобовая деталь башни имеет толщину 100 мм.
Танк Тигр в лобовой проекции не пробивался большинством танковых и противотанковых орудий 1942-1943 годов.

-15

Крыша башни.
Номер башни выбит на переднем верхнем листе и виден в центре правой нижней четверти кадра.
Крыша башни позднего типа с пятью отверстиями для люков и устройств.
Слева направо: фиксированный перископический прибор заряжающего (прикрыт П-образной скобой), прямоугольный люк заряжающего, отверстие для Nahverteidigungwaffe (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности), вентилятор боевого отделения, командирская башенка.

-16

Вертикальное бронирование башни состоит из двух деталей - плоской передней (за маской пушки) и большой цельной детали сложной формы, формирующей плоские борта и корму округлой формы.
Толщина большой детали - 82-мм.
В правой кормовой части башни сделан круглый люк.
Через него могла производиться эвакуация экипажа или, например, погрузка боеприпасов.

-17

Командирская башенка.
Удивительно, но на Тиграх только у командира был обзор во все стороны.
Все другие члены экипажа могли смотреть вперёд, а наводчик и заряжающий имели по одному смотровому прибору в бортах башни.

-18

В центре прямоугольное отверстие люка заряжающего (люк утрачен, отверстие заварено).
Вперёд от люка - фиксированное перископическое устройство, закрытое от повреждений П-образной бронировкой.
Ближе к корме башни отверстие гранатомёта ближнего действия Nahverteidigungwaffe.

-19

Орудие 8,8 cm KwK 36 L/56, в начале боевой карьеры Тигра пробивавшее любой танк в любую проекцию, у этой машины было утрачено ещё в полигонные времена.
При установке танка в музейную экспозицию, вместо настоящего орудия приварили железную трубу с имитацией двухкамерного дульного тормоза.
Издали похоже.

-20

Со всех сторон на Тигре есть пробития.
У меня нет информации о боевых повреждениях этого танка.
Вероятнее всего, все эти следы появились в ходе обстрелов на полигоне.

-21

Интересно, чем сделана эта возможность заглянуть во внутренний мир Pz.Kpfw.VI Ausf.E Tiger I непосредственно через 100-мм переднюю деталь?

-22

Возможно, это работа 122-мм пушки Д-25Т танка ИС-2, появление которого весной 1944 года привело к быстрому закату карьеры "неуязвимого" и страшного Тигра.
Как раз такая машина стоит неподалёку в том же Ленино-Снегирёвском военно -историческом музее.

-23