Немецкий тяжелый танк "Тигр" из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Panzerkampfwagen VI Ausf. E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель».
Боевая масса: 57 тонн.
Вооружение: 88-мм танковая пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 (8,8 cm Kampfwagenkanone 36 L/56) и два или три 7.92-мм пулемёта MG34 (Maschinengewehr 34).
Годы производства: 1942-1944.
Количество выпущенных: 1355 штук.
Тигр являлся самым защищённым и мощным серийным танком на фронтах Второй Мировой войны в 1942-1943 годах.
К 2020 году известно о шести сохранившихся оригинальных танках Pz.Kpfw.VI Tiger.
Четыре из них находятся под крышей в музеях: Bovington Tank Museum (UK), Musée des Blindés (Saumur, FR), Парк Патриот (Москва, РФ), U.S. Army Armor & Cavalry Collection (Fort Benning, GA, US).
А ещё два стоят на улице: один - памятником в Вимутье (Vimoutiers, FR), а второй (этот) в Ленино-Снегирёвском музее.
Группу из нескольких уникальных танков в 1973 году обнаружил в подмосковном болоте на окраине заброшенного полигона в Нахабино поисковик Юрий Никитин.
Всего было найдено три танка Тигр и два танка Шерман.
Когда перед военными был поднят вопрос о передаче этих танков в музей по неясным причинам один из Тигров был полностью уничтожен.
Остальные четыре танка удалось вывезти.
Три из них попали в Ленино-Снегирёвский музей (два Шермана и этот Тигр).
Танку восстановили отрезанную пушку, закрыли металлическими листами отверстия от утраченных люков и панелей моторного отсека.
В таком виде он ржавел на площадке музея до апреля 2001 года, когда его по просьбе саратовского губернатора Аяцкова "на пару месяцев" увезли в Саратов на выставку военной техники.
Вернуть танк в Ленино-Снегирёвский музей удалось только через три года, причём за него пришлось судиться, поскольку саратовский губернатор очень хотел оставить танк в своём городе.
Второй найденный на Нахабинском полигоне Тигр был в очень печальном состоянии и состоял из отдельных кусков.
Его вывезли в Северную столицу, потом он попал в частную коллекцию в Европе, где его внешний вид был восстановлен, в 2013-2016 годах выставлялся в музее Deutsches Panzermuseum (Munster, DE), а затем был перепродан в США где и находится сейчас (предположительно в частной коллекции).
На Тигре мне удалось найти два серийных номера.
Номер на башне: 251106 amp
В справочниках этот номер относят к поздним производственным сериям.
Черновая сборка башни из листов проката сваркой была сделана на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein.
Чистовая - Wegmann & Co.
Номер на корпусе: 251288 amp
Полностью танк был собран на заводе Henschel und Sohn в первой половине 1944 года.
Поздние серийные номера говорят нам о том, что все те легенды, которыми окружена эта машина, не имеют под собой абсолютно никакого основания.
Этот Тигр не мог быть тем самым, который захватили первым под Мгой в сентябре 1942, о чём с восторгом пишет большая часть авторов.
Так же он не был участником Курской битвы, как хотелось бы некоторым "историкам".
Не противостоял он Красной Армии на Украине и в Белоруссии.
Его история гораздо прозаичнее.
После изготовления этот Тигр был передан в 510 Тяжелый Танковый Батальон (510 schwere Panzer Abteilung), формирование которого началось 6 июня 1944 года.
26 июля 1944 года, в числе 45 Тигров 510 ТТБ, эта машина прибыла в Каунас.
Дальнейший её путь достоверно неизвестен.
Возможно, её подбили в боях при попытках Красной Армии ликвидировать Курляндский котёл, а возможно она оказалась среди 13 последних Тигров батальона, которые были брошены в Латвии при эвакуации остатков личного состава 510 ТТБ в марте 1945 года.
В любом случае, после войны танк отправили в качестве мишени на Нахабинский полигон.
Где его расстреливали из новых видов вооружений, а затем, когда уровень защиты танков Тигр окончательно перестал интересовать военных, оттащили на край полигона на импровизированную свалку.
Там его и нашли поисковики в 1973 году.
Сейчас на этот Тигр снова нанесен логотип того самого s PzAbt 510 в составе которого он воевал с Красной Армией.
То есть, первоначальное происхождение машины не является загадкой для сотрудников музея.
Носовая часть танка Тигр.
Большая часть корпуса танков этого типа представляет собой вертикальные и горизонтальные бронелисты.
Только верхние и нижняя лобовые детали отклоняются от этого правила.
Передняя лобовая деталь с проёмами для пулемёта и прибора наблюдения водителя имеет толщину 100 мм и наклон 10° к вертикали.
Верхняя лобовая деталь имеет наклон 80° и толщину 63 мм.
А нижняя деталь толщиной 100 мм наклонена к вертикали на 24°.
Для сравнения, лобовая броня Т-34 имеет толщину 45 мм и наклон верхней детали 50° (60° у Т-34-85).
В носовой части корпуса расположены трансмиссия и тормоза.
Бронировка курсового пулемёта.
Правее него видны остатки кронштейна центральной фары.
Это ещё один признак поздних серий танка Тигр.
Прибор наблюдения водителя.
Ко времени разработки Тигра конструкторы не видели ничего предосудительного в создании уязвимых мест в лобовой детали.
Таких как люки, смотровые щели или подвижные курсовые пулемёты.
Стоит отметить, что после обобщения опыта Второй Мировой войны подобные решения в танкостроении перестали применяться почти повсеместно.
Уже на Т-44 и поздних ИС-2 верхняя лобовая деталь советских танков перестала нести люки, а на следующих моделях лишилась и щелей и отверстий любого вида.
Вентиляционная решётка правого радиатора двигателя.
Обратите внимание на бронекольцо, прикрывающее зазор между вращающейся башней и корпусом танка.
Его добавили в поздних производственных сериях для исключения заклинивания башни попавшими в стык осколками или снарядами.
Подвижная маска пушки.
Справа от пушки (слева на снимке) глубокое отверстие для установки спаренного пулемёта KwMG34.
Симметрично амбразуре пулемёта относительно пушки видно повреждённое отверстие для монокулярного прицела TZF-9c.
Такие прицелы ставились с апреля 1944 года, что позволяет дополнительно сузить датировку выпуска этой машины до апреля-июня 1944 года.
Остальные отверстия на маске пушки - это пробития.
Интересно, что вокруг пробитий есть хорошо различимые кольца.
У меня есть предположение, что это отпечаток подкалиберного снаряда с неотделяемым поддоном (катушечной формы).
Но это не точно.
Бронирование переменной толщины от 90 мм по краям и до 200 мм в районе пушки.
Вертикальная лобовая деталь башни имеет толщину 100 мм.
Танк Тигр в лобовой проекции не пробивался большинством танковых и противотанковых орудий 1942-1943 годов.
Крыша башни.
Номер башни выбит на переднем верхнем листе и виден в центре правой нижней четверти кадра.
Крыша башни позднего типа с пятью отверстиями для люков и устройств.
Слева направо: фиксированный перископический прибор заряжающего (прикрыт П-образной скобой), прямоугольный люк заряжающего, отверстие для Nahverteidigungwaffe (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности), вентилятор боевого отделения, командирская башенка.
Вертикальное бронирование башни состоит из двух деталей - плоской передней (за маской пушки) и большой цельной детали сложной формы, формирующей плоские борта и корму округлой формы.
Толщина большой детали - 82-мм.
В правой кормовой части башни сделан круглый люк.
Через него могла производиться эвакуация экипажа или, например, погрузка боеприпасов.
Командирская башенка.
Удивительно, но на Тиграх только у командира был обзор во все стороны.
Все другие члены экипажа могли смотреть вперёд, а наводчик и заряжающий имели по одному смотровому прибору в бортах башни.
В центре прямоугольное отверстие люка заряжающего (люк утрачен, отверстие заварено).
Вперёд от люка - фиксированное перископическое устройство, закрытое от повреждений П-образной бронировкой.
Ближе к корме башни отверстие гранатомёта ближнего действия Nahverteidigungwaffe.
Орудие 8,8 cm KwK 36 L/56, в начале боевой карьеры Тигра пробивавшее любой танк в любую проекцию, у этой машины было утрачено ещё в полигонные времена.
При установке танка в музейную экспозицию, вместо настоящего орудия приварили железную трубу с имитацией двухкамерного дульного тормоза.
Издали похоже.
Со всех сторон на Тигре есть пробития.
У меня нет информации о боевых повреждениях этого танка.
Вероятнее всего, все эти следы появились в ходе обстрелов на полигоне.
Интересно, чем сделана эта возможность заглянуть во внутренний мир Pz.Kpfw.VI Ausf.E Tiger I непосредственно через 100-мм переднюю деталь?
Возможно, это работа 122-мм пушки Д-25Т танка ИС-2, появление которого весной 1944 года привело к быстрому закату карьеры "неуязвимого" и страшного Тигра.
Как раз такая машина стоит неподалёку в том же Ленино-Снегирёвском военно -историческом музее.