История со стройкой ЮВХ (Юго-Восточная Хорда), проходящей в том числе по территории завода ТВЭЛ, где в середине прошлого века был организован крупный ядерный могильник, начала тревожить не только жителей близлежащих домов. Общественность критически относилась ко всем этапам строительства, начиная от подготовительных работ. Долгое время власть отрицала существование могильника, ей вторили и проектный институт, и дирекция завода. Однако, спустя время, под давлением общественности чиновникам все-таки пришлось признать сей неутешительный факт.
Но стройку не остановили, нет. Госконтракт с компанией ФГУП "РАДОН" (дочернего предприятия Росатома) за сумму около 80 млн рублей сулит радиационное обследование неблагоприятной территории и вывоз зараженного грунта, чтобы площадка под строительство опор ЮВХ стала безопасной для жителей.
Удовлетворило ли это митингующих против стройки? Увы. ФГУП "РАДОН" не вызывает доверия у горожан. Самым разумным решением здесь было бы наладить диалог между властью и обществом: изучить больные вопросы, найти компромиссы, успокоить людей. Но готовый к общению народ не получил собеседника. Подготовительные работы к очистке местности от радиации начались неожиданно для всех.
Сначала полиция под покровом ночи пыталась устранить штаб сопротивления - автомобиль "Соболь" на стоянке возле билетных касс станции МЦД "Москворечье". Но операция не удалась: несколько десятков протестующих заблокировали платформу эвакуатора, и ему пришлось удалиться ни с чем.
На следующий день начались работы по подготовке территории под дезактивацию. Монтажники установили ворота, чем вызвали неистовый гнев толпы, сдерживаемой сотрудниками полиции. Несмотря на соблюдение ФГУП "Радон" необходимых мер по дозиметрическому контролю места производства работ, народ требовал независимого обследования. Но вновь стороны не нашли взаимопонимания. Лишь благодаря сотрудникам полиции, удалось избежать срыва работ.
Третий день противостояния стал наиболее жарким. С раннего утра и до позднего вечера митингующие пытались остановить работы по установке забора вокруг территории, где в том числе дислоцировался их штаб. Весь личный состав полиции ЮАО совместно с бойцами Росгвардии в полной боевой экипировке сдерживали натиск людей. Горожане мешали рабочим, ограничивали доступ к строительным материалам и технике, требовали разрешительные документы на производство работ. До 17 часов полиция не принимала радикальных мер. Когда люди начали лезть на установленные секции забора и полностью ограничили действия монтажников, силовики показали истинное лицо. Началось рукоприкладство. Замыкая протестующих в кольцо, их буквально выбрасывали за территорию строительства по одному. Страдали все: женщины, дети, пенсионеры. Все действия сотрудников транслировались в прямой эфир.
Потеряв штаб, митингующие не растерялись. Они собрались снаружи ограждения на тротуаре и, окружённые сотрудниками полиции, пытались убедить последних прекратить произвол. Но не прошло и часа, как к территории начали съезжаться автозаки. Начались хаотичные задержания. Мужчин, неважно, участвовали они в митинге или просто шли домой с продуктами, заводили в автозаки с заломаными руками.
Картина "Три автозака с 63 задержанными на борту" стала символом противостояния 19 марта 2020 года. Одним из таких задержанных и был я... Но об этом - в следующей главе.