Как работать в расстановке с теми, кто не верит в загробную жизнь, связь с умершими предками, ноосферу и т. д.?
Хороший вопрос. Отвечаем.
Человек, обратившийся за помощью к терапевту-расстановщику, по определению приносит с собой на эту встречу несколько важных вещей.
Во-первых, он понимает, что в его жизни что-то происходит не так, как ему хочется. Он ощущает смутный или явный дискомфорт. Он испытывает по поводу сложившейся жизненной ситуации самый разнообразный спектр эмоций и чувств (от агрессии и раздражения до безнадежности и опустошения). И он осознает, что дальше так продолжаться не может. Надо в жизни что-то менять.
Во-вторых, он может прийти к конкретному терапевту-расстановщику только если у него к этому конкретному профессионалу и человеку есть кредит доверия. Откуда взялся этот кредит доверия? Понравилась статья, которую расстановщик написал. Понравились отзывы о его работе друзей и знакомых. Понравился стиль работы на групповой расстановке или мастер-классе. Или еще проще. Клиент отважный до безрассудности и готов прыгнуть в общение с терапевтом как в омут с головой без всякой предварительной информации (бывают такие случаи, народ у нас действительно смелый). Другими словами минимальный кредит доверия всегда есть, даже если это их первая в жизни личная встреча.
***
И клиент приходит к терапевту и выкладывает ему всю свою информацию в виде запроса на работу. «Вот это в моей жизни мне не нравится… Хочу, чтобы в жизни моей стало по-другому, стало так, как мне хочется (светлее, легче, веселее, жизнерадостнее, оптимистичнее, богаче, здоровее, энергичнее, успешнее, гармоничнее и т.д.).
Терапевт начинает тестирование ситуации в расстановочном методе и выясняется, к примеру, что клиент в чистом виде воспроизводит, как по шаблону, полную страданий судьбу прабабушки клиента. Прабабушку замуж отдали не по любви, а клиент в браке мается.
И вот тут – тадам! - клиент и сообщает терапевту: «Я ни в какую ноосферу и знающие поля не верю… Ни в какую связь моей жизни с судьбой прабабушки не верю… Ни в какую загробную жизнь не верю… Давайте обойдемся без этих ваших штучек…»
Что в этом случае может сделать терапевт? Существует несколько вариантов.
***
Первый и самый надежный вариант – провести для клиента инструктаж, ликбез, предварительное информирование о методе расстановки, о причинах проблем, с которыми этом метод работает, о способах и технологиях трансформации проблем в хорошее решение, о способах движения к лучшей и прекрасной жизни.
Давайте прямо сейчас попробуем провести краткий инструктаж о методе расстановок.
Системно-феноменологический подход, системные расстановки – это один из видов краткосрочной психотерапии. Для улучшения ситуации требуется всего 5-10 сессий. При этом клиент сам выбирает удобный для себя график проведения сессий. Я рекомендую частоту индивидуальных встреч не чаще одного раза в неделю, а групповые расстановки лучше еще реже. Расстановка благодаря своей наглядности очень быстро извлекает из бессознательного то, что создает проблему. Даже одна единственная расстановка может быть полезной и привести к заметному облегчению состояния клиента.
***
В расстановке на этапе диагностики и на этапе трансформации используется информация, полученная из «знающего поля». Разные расстановщики называют это поле по разному: ноосфера, морфо-генетическое поле, знающее поле, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, информационное поле и т.д.
Это поле – хранилище всего, что произошло на земле с каждым живым существом, своеобразный глобальный интернет. Оно пронизывает нас и организует точно так же, как магнитное поле выстраивает в правильный узор металлические опилки. Ощутить это поле можно, оставив между ладонями зазор один-два сантиметра, поймав ощущение контакта, а затем отойдя друг от друга на пару метров. Ощущения контакта останутся примерно такими же!
И можно в любой момент времени получить доступ в этот архив памяти посмотреть и почувствовать любую ситуацию, которая происходила давным-давно. Для знающего поля привычного для нас линейного времени с последовательно сменяющими друг друга прошлым, настоящим и будущим не существует. Все доступно в любой момент. Точно так же как в интернете мы получает доступ к любой статье, не зависимо от времени, когда она написана.
***
Заместители прямо здесь и сейчас могут почувствовать и показать ощущения ребенка и матери в момент родов, эротику первой любви, боль разлуки с любимым человеком, ярость рукопашной, безнадежность узников концлагеря, страх раскулаченных и репрессированных, переживания старости.
Это похоже на то, как радиоприёмник ищет нужную радиостанцию. Все радиостанции доступны одновременно, но мы можем выбирать, на какой настроиться в данный момент. Полезнее всего в расстановках настраиваться в своём поиске на волну, которая условно называется «причина проблемы».
И что очень важно, знающее поле выдает информацию и чувства в том объёме, который может выдержать клиент и другие участники расстановки. В гомеопатической микроскопической дозе. И это позволяет клиенту и расстановщику выдержать напряжение этих чувств и сохранить роль управляющего процессом.
***
Важно помнить, что информация из поля в той или иной степени искажается заместителями (разные телевизоры по разному показывают один и тот же телесигнал). Информация об одной и той же семье будет немного отличаться для разных заказчиков расстановки: муж увидит одно, а жена – другое. У каждого свои фильтры восприятия.
Искусство расстановщика – помочь клиенту разобраться с многослойностью сигналов, расшифровать их послание клиенту, и на их основе помочь клиенту изменить его ситуацию к лучшему.
Интереснейшим феноменом является то, что поле включает расстановщика в работу еще до начала расстановки. Например, очень часто бывало так, что хотелось несмотря на плотную занятость посмотреть хронику Великой Отечественной войны. И вечером в расстановке мы сталкиваемся с военными историями в жизни предков клиента в полный рост. Поле позаботилось, чтобы расстановщик настроился заранее. Это работа так называемого четвёртого поля расстановки.
***
Клиент тоже начинает готовиться к своей расстановке с момента записи. К нему вдруг приходит важная информация о предках, через внезапные откровения мамы, звонок отца, который не звонил 20 лет, в семейном архиве находится письмо, о котором уже все позабыли, или вдруг на даче обнаруживается любимая игрушка, которая вызывает поток воспоминаний. Как говорил Фрейд, бессознательное может выскакивать как черт из табакерки в сновидениях, оговорках, симптомах, конфликтах и т.п. Нужно просто прислушиваться и приглядываться к сигналам, замечать их.
Процессы, которые у клиента запускаются в момент записи на расстановку настолько мощные, что некоторые клиенты отменяют работу: «У меня за эти две недели всё наладилось. Проблемы больше нет. Спасибо».
Однажды я настоятельно рекомендовал психологу - организатору учебного курса в одном из городов России - не делать своих расстановок на группе, где присутствуют его клиенты. Договорились, что мы будем делать её работы отдельно в формате один на один. И она мне вскоре радостно отчиталась: «Юрий, вы мне сегодня приснились. Вы в этом сне сделали мне прекрасную расстановку. Чувствую себя потрясающе».
***
Очень важно помнить, что для информационного поля бессознательного факт произошедший на самом деле в реальности и образ нарисованный воображением или памятью – одно и тоже. И иногда достаточно поменять образы, представления о ситуации (факты мы изменить не можем, ситуация уже состоялась), и самочувствие клиента меняется радикально.
Для информационного поля загробный мир, место, где пребывают умершие предки, это мир образов клиента. Достоверных фактов об этом мире у науки до сих пор нет. Поэтому мы в расстановке разговаривает не с духами предков, а с образами предков в голове клиента. Навёл клиент порядок в отношениях с предками в пространстве расстановки – это значит, он в своей голове навёл порядок, снял внутренний конфликт, и больше не тратит на это свою энергию.
***
Очень важно с самого начала клиенту сообщить что информация из знающего поля бессознательного может быть очень конкретной (по информации, которая была извлечена из образа расстановки, было найдено тело погибшей женщины, которую родственники искали два года), а иногда метафоричной и иносказательной как волшебный ребус. Важно, чтобы клиент впускал в себя, воспринимал эту информацию открыто, и тогда она окажет на него своё благотворное влияние.
С точки зрения безопасности, комфорта и поддержания доверия, клиенту и группе очень важно договориться об элементарных правилах группового взаимодействия. Одним из главных правил является правило сохранения конфиденциальности и правило СТОП. Любой участник может в любой момент прекратить участие в процессе, если почувствует дискомфорт или перегрузку.
***
Второй вариант решения ситуации неверия и сопротивления клиента – перейти от непонятной для клиента метафоры предков, загробной жизни и ноосферы к тому, что ему понятно и для него уместно. К другой более понятной метафоре. Например, можно почти все феномены, проблемы и решения представить клиенту как работу с частями личности.
«Одна часть твоей личности – самая взрослая и ответственная настойчиво требует улучшений и движения к светлому будущему. А другие части занимаются другим. Одна детская часть, около 5 лет от роду, испугалась чего-то сильно и за маму держится, не отпускает её ни на шаг. Другая часть личности застыла как мёртвая, повторяя из чувства солидарности нерожденного близнеца. Третья часть личности – почему-то вместо своей собственной жизни смотрит на жизнь прабабушки и плачет».
В метафоре частей личности работать и трудно, и легко одновременно. С каждой частью нужно договариваться, искать для неё ресурсы, переключать её внимание, разворачивать её к новым целям, поручать ей выполнение новых задач, а это весьма и весьма творческий процесс. Что-то может сработать, а что-то нет.
Но есть и хорошая новость, так как клиент – целостная большая личность, то части личности точно меньше этой целостности. Поэтому части личности хорошо прислушиваются к командиру и хозяину.
***
Третий способ преодоления сопротивления и недоверия – остаться, по крайней мере на время, в метафоре клиента. «А сами вы дорогой клиент, что предлагаете?» И клиент сам подсказывает, что предпочитает. К примеру, клиент говорит: «Я к вам пришел по поводу неприятной боли в левом плече, а вы мне про бабушку…»
И в данном случае можно предложить поработать с клиентом в метафоре «трансформации телесного образа». Это замечательный по своей эффективности приём телесно-ориентированной психотерапии.
А можно предложить поработать с создателем симптома в процессуальном подходе Арнольда Минделла, где работа строится не вокруг причин, а вокруг разворачивания и проживания разнообразных сигналов в каналах информации с целью осознавания послания симптома. Если послание симптома прочитано и воспринято, то и симптом становится больше не нужен. Наступает долгожданное облегчение.
Получив облегчение состояния и решение своего вопроса в той метафоре и методе, который ему понятен, клиент начинает больше доверять терапевту, и другим его предложениям и решениям.
***
Итак, подведем итоги.
Окончательным критерием истины является практика. Если мы сформировали с клиентом некий образ, некую гипотезу о причинах его проблемной ситуации и на основе этого образа-гипотезы применили решение, и стало клиенту лучше, значит мы – молодцы.
Если образ-гипотеза, решение не сработали, не дали ожидаемого результата, просто отбрасываем этот образ-гипотезу и ищем другое объяснение. И так кропотливым методом «научного подбора вариантов» в конце концов мы находим то, что нам нужно.
К радости клиента, и к нашему удовлетворению.
Москва не сразу строилась.
В центре семейного консультирования «ОЛЬВИЯ» расстановки, психологические тренинги и индивидуальные консультации каждый день!