Пандемия коронавируса не обошла Бразилию: по данным на 20 марта, там зарегистрировано более 600 случаев. Немало шуму наделали и сообщения СМИ о положительном тесте на COVID-19 президента страны Жаира Болсонаро, который накануне встречался с президентом США Дональдом Трампом. Политикам пришлось сдать несколько тестов, которые оказались отрицательными. Тем не менее, эпидемия продолжает оказывать эффект на все сферы жизни общества. О том, как вирус повлиял на крупнейшую экономику южноамериканского континента и члена БРИКС, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал доцент кафедры международной политики факультета международных отношений Университета Рио Де Жанейро Пауло Афонсо Веласко.
– Какова ситуация с коронавирусом в Бразилии? Какие меры принимаются против него?
– В последние дни ситуация стремительно ухудшается. Значительно увеличилось число подтвержденных случаев заболевания, главным образом в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Правительства штатов ввели ограничительные меры, закрыв кинотеатры и театры и запретив проведение крупных мероприятий. Также были закрыты школы и университеты.
Рекомендации говорят о том, что компании должны по возможности перейти на удаленный режим работы, а людям стоит как можно больше избегать выходить из дома. Несмотря на это, президент Болсонаро продолжает преуменьшать серьезность кризиса.
– Как коронавирус повлиял на экономику Бразилии и ее торгово-экономические отношения с Европой?
– Вспышка коронавируса сильно влияет на отношения с Европой, которая стала новым центром кризиса.
Ограничения на поездки, введенные Европейским союзом, препятствуют потоку туристов, и в связи с падением экономической активности уже наблюдается сокращение экспорта в европейские страны.
– Коронавирус затронул все страны БРИКС. Как они справляются с этой ситуацией?
– Поскольку сама ВОЗ признала, что это пандемия, ни одна страна не застрахована от вспышки коронавируса. БРИКС принимал в этом самое непосредственное участие хотя бы потому, что эпицентром вспышки был Китай. Единственный возможный путь – это следовать рекомендациям ВОЗ и содействовать изоляции и карантину населения, чтобы предотвратить еще более быстрое распространение вируса.
– Мировая экономика в настоящее время переживает очень тяжелые времена из-за коронавируса и падения цен на нефть. Чего ждать дальше?
– Угроза рецессии для мировой экономики стала реальной из-за вспышки коронавируса.
Падение цен на нефть, вызванное ценовой войной между Россией и Саудовской Аравией, усугубляется сокращением китайской экономики в последние месяцы при меньшем спросе. Это также влияет на цены на другие товары, импортируемые Китаем, такие как железная руда и соя. Кроме того, от последствий кризиса начинают страдать и европейские экономики, и Соединенные Штаты.
На финансовом рынке резкое падение курсов валют по всему миру также несет с собой проблемы, которые, скорее всего, сохранятся в ближайшие месяцы из-за неопределенности, вызванной распространением вируса.
– В первой декаде марта президент Бразилии совершил четырехдневный визит в Соединенные Штаты. Каковы были цели поездки?
– Целью визита было дальнейшее укрепление диалога между двумя странами и доверия между двумя правительствами. Главным итогом визита стало подписание соглашения в оборонной сфере (Соглашение о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, испытаниях и оценке), которое может расширить участие бразильской государственной и частной оборонной промышленности на американском рынке и предоставить ей возможный доступ к фонду в размере $100 млрд.
– Президент Бразилии, в отличие от своих предшественников, резко выступал против президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Полностью ли бразильский народ поддерживает позицию своего президента по вопросу поддержки Хуана Гуайдо?
– Бразильский народ в целом признает эксцессы и нападения на демократию, совершенные правительством Мадуро, но это не означает, что он поддерживает решение бразильского правительства признать Хуана Гуайдо. Многие бразильцы понимают, что мы должны проявлять больше помощи в качестве посредника в урегулировании кризиса в Венесуэле, а не просто резко критиковать правительство Мадуро, копируя позицию администрации Трампа.