День/ночь, дорогой читатель! В прошлой статье я рассказывал тебе о наземных войсках Древнего Рима, но в этой статье, ты узнаешь о Древнеримском флоте!
Римский флот - вершина развития античных военно-морских сил. Не изобретая ничего принципиально нового, он вобрал в себя лучшие достижения покорённых народов, логически завершил и подытожил развитие морского дела в античности.
История боевых традиций римского флота начинается в V веке до н. э. Первый случай применения римлянами боевых кораблей описывается Титом Ливием и относится к 426 году до н. э. — временам войны с Вейями. Имеется в виду битва у Фаден. Сам Ливий считает, что речь здесь шла о нескольких судёнышках, но это первое чёткое упоминание о боевых действиях римских кораблей.
Конструктивно римские корабли практически не отличаются от финикийских и греческих. Но появляются и изменения. Корабли становятся больше, на них появляется артиллерия, штурмовые трапы-«вороны», боевые башни и постоянный отряд морской пехоты.
Корабли делились на классификации: 1. Военный. 2. Транспортный.
Римские корабли были в среднем больше аналогичных по классу греческих или карфагенских. Большие корабли иногда бронировались бронзовыми пластинами. Они имели съёмные мачты (до трёх на квинквиремах и гексерах), которые устанавливались при попутном ветре. Перед боем мачты убирались, а паруса скатывались и складывались в чехлы, также по бортам вывешивались мокрые воловьи шкуры для защиты от зажигательных снарядов.
Корабли строились быстро (правда, материалы для них заготавливались заранее: древесину необходимо было просушить). За 40—60 дней римляне могли построить квинквирему и полностью ввести её в строй. Этим объясняются внушительные размеры римских флотов во время Пунических войн. По приблизительным подсчетам А. Зорича, во время Первой Пунической войны (264—241 до н. э.) римляне ввели в строй более тысячи боевых кораблей первого класса: от триремы до квинквиремы, не считая унирем и бирем. При соблюдении всех технологий корабли служили довольно долго, 25—40 лет.
В республиканский период (V—I века до н. э.) экипажи римских кораблей, включая и гребцов, комплектовались вольнонаёмными специалистами. Только во время Второй Пунической войны (218—201 до н. э.) в качестве экстраординарной меры римляне пошли на ограниченное использование во флоте вольноотпущенников. Однако позднее в качестве гребцов начали все шире использовать рабов и пленных.
Экипаж корабля по подобию римской сухопутной армии назывался «центурией». На корабле было два главных должностных лица: капитан («триерарх»), ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командовал несколькими десятками морских пехотинцев.
Командовали флотом первоначально два «военно-морских дуумвира» . Впоследствии появились префекты флота, приблизительно эквивалентные по статусу современным адмиралам. Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжались сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.
Римские боевые корабли (особенно крупные), как и большинство их современников, были приспособлены для ведения прибрежных морских сражений. И плохо были приспособлены для длительных морских походов (слишком большие экипажи). Вечером флот старался пристать к берегу, где гребцы и морские пехотинцы ночевали на берегу в палатках. Это объясняется как и практическим удобством, так и опасностью кораблекрушений. Корабли того времени довольно часто гибли в штормах, во время той же Первой Пунической войны из-за штормов и бурь римляне потеряли по меньшей мере 200 крупных кораблей. Хотя небольшие суда и особенно торговые, с их прекрасной мореходностью, свободно ходили в открытом море: так было быстрее и меньше вероятность встретить пиратов. Основной формой морского боя античности долгое время был таранный бой, с последующим абордажем. Римляне дополнили его абордажной схваткой с помощью штурмового мостика — «ворона». Его изобретение приписывают римлянам во время Первой Пунической войны. Но первым, кто описывал такие конструкции и сам заявлял, что является их изобретателем (причём давал им невысокую оценку, из за чего они не получили распространения раньше) был Диад Пеллийский — инженер Александра Македонского. Его труды были известны римлянам, и они вполне могли развить эту идею.