Сразу отметим: замена оценок зачетами будет особенно актуальна в выпускных классах. Давайте представим ситуацию: в этом году ученика ожидает ОГЭ или ЕГЭ и он всеми силами готовится к экзаменам. Какие предметы он будет учить лучше других? Разумеется, те, которые будет сдавать. На остальные ученик в любом случае станет обращать меньше внимания. Ведь оценки по ним при поступлении в вуз, скорее всего, не повлияют на зачисление. А вот те, которые он заработал на ГИА, обеспечат ему преодоление проходного барьера.
Родители по той же самой причине станут больше следить за подготовкой к ЕГЭ, чем за прохождением программы по другим предметам. Для них также важно, чтобы ребенок получил высокий балл на итоговом экзамене.
То же самое можно сказать о школе. Что бы ни заявляли сегодня чиновники, администрация учебного заведения понимает: результаты ЕГЭ напрямую влияют на рейтинги школ. На них ориентируются не только родители, но и министерство образования. Соответственно, в процессе обучения упор будет сделан на подготовку предметов ЕГЭ в ущерб другим дисциплинам.
Отсюда вопрос – нужно ли ставить оценки по тем предметам, которые не будешь сдавать при выпуске? Наверное, нужно ответить на него отрицательно. В данном случае зачетная система будет весьма актуальна.
А вот по предметам ЕГЭ, на наш взгляд, отметки логично оставить. Все-таки они четко демонстрируют уровень подготовки школьника и являются показателями его рейтинга при зачислении в вуз.
Другой вопрос – когда следует менять оценки на зачеты? Если говорить о таких предметах, как рисование, музыка, технологии, физкультура, то есть тех, которые наверняка не станут сдавать на ЕГЭ, то это можно сделать уже в начальных классах. По таким же дисциплинам, как история, физика, химия, биология, география, это лучше сделать в 9-ом и 11-ом классах. До этого времени балльную систему лучше оставить, иначе дети просто перестанут принимать эти уроки всерьез. Да и выявлять талантливых детей без отметок также станет гораздо сложнее.
И еще нужно обязательно учитывать особенности образовательного учреждения. Если в каком-то из них для учащихся рекомендован щадящий режим, то заменить оценки на зачеты можно еще раньше. Это решение должно выноситься по согласованию со всеми заинтересованными сторонами и безболезненно и для школьников и для образовательного процесса.
Ранее родители обсудили с министром образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергеем Злобиным аналитические задания и ЕГЭ.