Как маркетолог начала создавать графические миры: история Жанны Травкиной
Эта история вдохновит тех, кто хочет зарабатывать на том, что всегда поражает наше воображение.
— Записываясь на курс по рекламной графике, я думала, что это станет просто ещё одним хобби, — и уж точно не ожидала, что за первые полгода обучения заказы принесут мне больше 250 тысяч рублей.
До того как на курсе Skillbox я впервые серьёзно занялась Photoshop, я успела довольно результативно поработать в журналистике: у меня две премии Live Organic и призовое путешествие в Германию за них.
Но основной моей деятельностью со времён окончания университета был маркетинг. Я пришла маркетологом в строительную компанию, которая тогда находилась на грани краха. За пару лет нам удалось набрать больше двух сотен дилеров по России и запустить собственное производство.
В начале 2018-го я увидела тизер с рекламой Skillbox, из чистого любопытства изучила лендинг. Меня восхитили работы Димы Глазырина, автора этого курса, и очень захотелось научиться делать что-то похожее.
Времени на все эти чудеса было не особенно много — я работала по 14 часов почти каждый день. Не было планов и как-то менять свою жизнь: у меня неплохая работа, приличные доходы, и я хорошо справлялась со своими задачами.
Мысль о смене профессии появилась на третьем блоке курса, а окончательное решение пришло только летом. Хотя глянцевая картинка рекламных плакатов и технический дизайн привлекали меня всегда. Но я раньше не встречала места, где этому могли бы научить в подходящем мне формате — онлайн, с самостоятельным планированием времени и при этом так качественно.
— Как чувствовала себя в новой профессии?
— Было сложно. У меня ведь совершенно не было опыта. Я впервые серьёзно открыла Photoshop в начале обучения: раньше знала только, что есть такая программа, и могла максимум картинку обрезать. Сказать, что тогда я была новичком, — не сказать ничего. Но новички приживаются, если у них есть необходимые soft skills: усидчивость, готовность к переработкам, стремление делать круче из раза в раз. Свободным художникам с тонкой душевной организацией в рекламной графике точно не место, тут надо пахать.
Мне помогли три фактора: моё упрямство, Дима Глазырин и Саша Ковальский — одни из лучших преподавателей Skillbox (а мне уже есть с чем сравнить). Они отлично объясняют — спокойно, последовательно и при этом увлекая в процесс. Ведущие всегда помогают и вдохновляют, а работы проверяются очень подробно: ни одна травинка не ускользнёт от их взгляда.
По портфолио Димы я поняла, насколько многоплановой может быть жизнь CGI-специалиста, а потом узнала, что для создания разных проектов нужны примерно одни и те же навыки. Ничего не мешает выучить один набор инструментов и работать с ними и в рекламе, и в кино.
Возможности роста в этой профессии безграничны: освоишь одно, прибавится другое — будешь прокачивать навык, осваивать анимацию, визуализацию. Хотя всегда можно остановиться, заниматься, скажем, одной лишь ретушью, и у тебя всё равно будут заказы.
— Каким был твой типичный день во время обучения?
— Обычно я вставала в пять утра, изучала новые задания, пыталась что-то повторить, потом шла на работу, возвращалась и сидела над уроками ночью. Несколько раз засыпала под Димин голос, а один раз они мне с Сашей Ковальским даже приснились: это было после урока с бородатым мужиком. Во сне ребята заставляли меня вырезать панду без маски, просто ластиком. И, если я промахивалась, с пандой происходило нечто ужасное.
Но несмотря на такой график, я кайфовала от каждого усвоенного урока и понимала: быстрых результатов здесь точно не жди.
Первые два блока курса были самыми сложными. Но потом до меня «дошло», и я стала делать очень много картинок к каждому домашнему заданию, пыталась создавать что-то своё. Ограничений ведь нет: если тебе нравится фэнтези — берись за волшебные пейзажи, любишь динозавров — делай крутые арты с ними.
— Как отнеслись близкие к твоей учёбе? Не считали, что это несерьёзно?
— Абсолютно нормально отнеслись. Я взрослая девочка, так что вполне могу сама выбирать свой путь. Хотя мама смеялась, что у меня наконец появилось безопасное хобби, — обычно я увлекаюсь чем-то вроде рукопашного боя или сплавов по Катуни. Также не забываю и языки: хорошо знаю английский и испанский, учила немецкий и французский, а ещё очень хочется положить в копилку итальянский и японский. Кстати, про английский: если вы хотите брать заказы от топовых агентств, работать над голливудскими проектами и посещать крутые выставки, то выучить его — must have.
— Каким был первый серьёзный проект?
— В тот день мы с подругой, уже состоявшимся дизайнером, сходили на фестиваль Typemania, прогулялись и сели учить меня Adobe Illustrator.
И тут позвонил знакомый, которому был нужен рисунок роботизированного судака для печати на борту моторной лодки. Но судак при этом должен был получиться ещё и натуралистичным. Нам даже рассказали про четыре главных признака судака: собачью морду, какое-то её особое выражение, острые клыки и гребень.
Мы стали искать референсы, и это было самое сложное! В ход шли «Трансформеры», роботы, вязальные спицы, запчасти катеров, ножи, коллайдеры, двигатели от мотоциклов и многое другое. В общем, дали фантазии волю.
Первый судак получился недостаточно агрессивным, заказчик даже попытался в три часа ночи привезти нам живую рыбу, чтобы мы взглянули в лицо нашего героя.
Со вторым дело пошло лучше. На создание чудо-рыбы у нас было две недели, и это очень мало для тех, у кого есть основная работа, — так что мы начали работать по ночам. Мы не спали, не ели, а по нашим венам вместо крови тёк кофеин. Но мы справились, а заказчик остался доволен.
Кстати, если вы думаете, что вся красота создаётся буквально из головы специалиста, то это не так. Чаще всего есть бриф и посредники от рекламных агентств, которым нужно реализовать свои креативные идеи. При этом у вас сохраняется некоторая свобода в выборе материалов, ракурса, освещения и всего такого.
Но иногда, иногда… Иногда всё же придётся искать изображения сексуальных гоблинов или просить знакомых 3D-моделлеров сделать что-то с нуля.
— Насколько работа над роботизированным судаком была похожа на реальный коммерческий проект?
— Я довольно долго поработала в маркетинге, чтобы понимать, что тот первый проект не похож на «боевые» задачи. Первые заказы были довольно странные: то этот судак на лодку, то картинка для аэрографии холодильника ЗИЛ, то плакат в стиле Pink Floyd. И заказчики — преимущественно частники, это создаёт свои сложности.
Найти заказ на серьёзную рекламную графику на фрилансе довольно сложно, а заниматься ретушью свадебных фотографий или скучными билбордами мне не хотелось. Иногда заказы приходили от знакомых и их знакомых. Это вполне нормально, главное — не забывайте о личном маркетинге и времени, которого он требует.
Когда я делала диплом по курсу рекламной графики на тему «Мобильные космодромы», получался чуть ли не научный проект. Я подошла к делу очень серьезно, а ещё очень хотела попробовать использовать в работе 3D на доступном тогда уровне.
Самая большая сложность — это решиться на очередной шаг в новом направлении, освоить новый инструмент. Часто приходится переступать через себя. На основной работе я уже привыкла чувствовать силу и уверенность, а в графике ощущала себя новичком.
Хорошо одно: у профессии нет «срока годности», войти в неё можно и в 20, и в 30, и в 40.
Когда я начинаю сомневаться, я вспоминаю Джаму Джурабаева — он довольно поздно начал, но добился просто великолепных результатов. Когда был фестиваль CGevent, мне удалось увидеть легенду (и не одну) вживую — это очень вдохновляет.
— Что посоветуешь новичкам?
— Тем, кто пришёл в компьютерную графику, настоятельно советую ходить на все мероприятия, до которых вы можете дотянуться. У вас будут и новые знакомства, и знания, и совершенно другие возможности. Я уже шучу, что хожу за своими преподавателями «как тень отца Гамлета»: если они где-то выступают, я обязательно там буду со своим огромным списком вопросов.
В этом году мне наконец-то удалось добраться до бразильского Unhide Conference, крупнейшего фестиваля рекламной графики, и это было совершенно потрясающе. Я познакомилась с десятками арт-директоров, владельцами студий и просто отличными CGI-специалистами. Как Россия поставляет миру программистов, так Бразилия — CGI-специалистов.
Больше всего порадовали новые встречи с Джамой и Эриком Йоханссоном, знакомство с Милтоном из Lightfarm и Флавио из Platinum. Кстати, сейчас на курсе «Рекламная графика» есть бонусные модули с ними.
— Как найти работу по профессии?
— В первую очередь — придумывать задачи самому для себя и выполнять их, наращивая скилл. Потом можно начать знакомиться со студиями, которые вам нравятся, подписываться на них в Instagram, искать стажировку или просить небольшие заказы.
Лучше всего познакомиться с арт-директором одной из таких студий и брать задания у него. Все будут в выигрыше. Первоначально вы будете делать всякую мелочь: вырезать деревья, панд, искать гоблинов, — но дальше больше.
Интровертам посоветую участвовать в конкурсах типа TalentHouse и создавать постеры к фильмам и сериалам. В случае успеха вы получите и деньги, и какое-никакое признание. Но и от интровертности лучше избавиться — ходить на выставки, мастер-классы и общаться со всеми. А вот отклики на вакансии в этой сфере работают очень редко.
— Какие ближайшие планы?
— С начала зимы я беру заказы по графике на фрилансе и тружусь на немецкую студию, в итоге совмещая и обучение, и четыре работы. Сейчас для меня главная задача — научиться делать суперкруто. Это очень важный момент: не зарабатывать на этом какие-то три рубля, живя в Таиланде, а именно научиться делать очень хорошо. К слову, в графике не получится достигнуть успехов, лёжа на пляже и работая по три часа в день.
Блиц-опрос
— Какими пользуешься инструментами?
— Photoshop, Illustrator, 3ds Max, V-Ray.
— Соотношение работа/обучение на сегодня?
— Работа сейчас занимает львиную долю моего времени, и работ у меня четыре. Выкроить время на сон и жизнь бывает очень непросто.
— Что читаешь про дизайн?
— Render, Art of VFX, 3dWorld. Очень люблю артбуки и книги с подборками крутых рекламных кампаний — у меня уже есть целая коллекция Lürzer’s Archive.
— Кем хотела стать в детстве?
— Совсем в детстве — королевой воинов :) Ещё хотела стать египтологом, патологоанатомом, а потом юристом. В результате получила диплом по международным отношениям.
— Не думала создать свою компанию?
— Нет, у меня достаточно управленческого опыта, чтобы этого не хотеть.
— Чем занималась бы, имея полную творческую свободу и при этом получая столько же, сколько сейчас?
— Рекламной графикой.
— Любимое место?
— Их много. Прелесть можно найти как в темпе расслабленной Барселоны, так и в энергии Сингапура.
— Где хотелось бы побывать?
— В Сьерра-Леоне.
— Последняя книга, прочитанная не по работе?
— «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
— Человек хочет заниматься дизайном, но боится менять свою жизнь. Что ему поможет?
— Вера в себя и здоровый пофигизм.