За каждым полотном Николая Ге на историческую тематику - своя драма. Давайте присмотримся к одной такой истории! Сам художник говорил, что ему хотелось изобразить рознь между Екатериной и её супругом. Он тщательно изучал мемуары самой Екатерины, воспоминания княгини Дашковой и другие свидетельства эпохи, так что каждый взгляд и каждый жест на картине стремится их отразить.
На самом деле, название картины не совсем корректно. Ведь тогда Екатерина ещё не была императрицей. После смерти Елизаветы на престол взошёл Петр, и только после дворцового переворота великая княгиня Екатерина Алексеевна стала императрицей Екатериной II.
По воспоминаниям одного из придворных, "император не имел желания участвовать в церемониях, необходимых при похоронах покойной императрицы, тетки его, и предоставил заботу эту своей супруге, которая распорядилась как нельзя лучше, обладая вполне политическим тактом". Поэтому на первом плане именно Екатерина Алексеевна. На ней в чёрном платье с плерезами (траурной белой отделкой), и длинная траурная вуаль.
В этом же наряде она изображена на портрете Виргилиуса Эриксена. Однако обратите внимание! Здесь она с голубой лентой ордена Св. Андрея Первозванного. А у Ге она с красной лентой ордена Св. Екатерины. Так вот, именно вариант Ге соответствует действительности – андреевскую ленту Екатерина наденет только после переворота, как правящая государыня.
За Екатериной фигура молодой женщины, тоже в чёрном – это княгиня Екатерина Дашкова. Как осуждающе она смотрит на группу придворных во главе с новым императором!
Сразу за княгиней стоит граф Кирилл Григорьевич Разумовский - брат Алексея, фаворита и морганатического супруга Елизаветы Петровны. Рядом с ним граф Никита Иванович Панин. Оба они сыграют важную роль в приходе к власти Екатерины II.
И вот только на самом заднем плане художник поместил Петра III. Он, по воспоминаниям жены, "был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал". Обратите внимание, император в белом мундире! И это, конечно, противоречит трауру. Петр здесь не для того, чтобы оплакивать Елизавету, а, как писала Дашкова, "чтобы шутить с дежурными дамами, подымая на смех духовных лиц, и придираться к офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров". А пожилой придворный за ним – князь Никита Юрьевич Трубецкой, который впоследствии перейдёт на сторону новой власти. Так что, хотя сейчас он находится рядом с Петром, смотрит при этом вслед Екатерине.
Ге однажды выразился так: "Картина не слово. Она дает одну минуту и в этой минуте должно быть все – а нет – нет картины". Здесь запечатлена именно минута, когда супруги-противники встретились на мгновение и тут же разошлись. Но в ней важна каждая деталь!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!