Тверских зрителей, которые посмотрели новую программу «Легенда цирка» покорил жонглер кубиками Гор Исаджанян. Уверен, что удается это ему и в других городах. Уже в середине его номера зазвучали аплодисменты, а потом аплодисменты звучали в такт музыке, которая сопровождала выступление жонглера. А в самый кульминационным момент, когда в руках жонглера оказалось пару десятков кубиков, а один все падал и падал, из зала раздались подбадривающие крики «давай, держи!»
Это как в настоящем театре – умение завладеть публикой, заставить ее сопереживать, дорогого стоит.
Честно говоря, меня хоть и восхитил уровень профессионализма жонглера, самым любопытным было то, что объявляли Гора, как армянского артиста. А как живет цирк в Армении? Это вопрос родился сразу. Впрочем, были и другие, на которые Гор с удовольствием ответил.
- Гор, вы действительно из Армении, или это просто для привлечения внимания зрителя так сказали?
- Это действительно правда. Я родился в Ереване. Цирк в Армении есть. Он жив, потому что в республике работают цирковые студии и школы. Было и свое стационарное здание, в котором выступали труппы со всего мира. Но в какой-то момент все поняли, что зданием морально устарело и решили провести реконструкцию. Но почему-то начали с того, что сняли всю облицовку и разобрали стены. Оставили только фундамент, на котором решили строить новое здание. Но оказалось, что старый фундамент для такой цели уже не годен. Теперь на этом мете строится новое здание по самому современному проекту. Предусмотрено все, вплоть до парковки в три этажа. Это центр Еревана, поэтому парковка у цирка всегда была проблемой. Как таковой своей труппы в Армении нет, только студии, в которых занимаются дети, а потом разлетаются по свету. При старом цирке была своя студия. Я свои первые шаги делал как раз в ней. Сейчас, когда идет строительство, занятия проходят в другом помещении. Ребятами занимается Сос Петросян. Для Армении это имя много значит. Можно смело сказать, что это живая легенда цирка. Сос единственный ученик великого Леонида Енгибарова. В честь своего учителя еще в 1972 году он и открыл свою студию.
- А какие цирковые жанры в Армении наиболее популярны?
- Все! У нас очень любят цирк. У нас можно выучиться на все профессии, которые есть в цирке, кроме дрессировщика. Хотя и в этом жанре в цирке были и есть представители Армении. Тигран Акопян, который работает и с шимпанзе, и с пони, верблюдами и бегемотами. Возможно, со временем, когда будет построено новое здание, появится и своя национальная труппа.
- А как вы попали в студию? Мечтали с детства?
- Нет. Дело случая. Я увлекался плаванием и занимался в секции. Но однажды по телевизору увидел клоуна и мой мир перевернулся. Мне захотелось стать клоуном! Конечно же, я поделился своей мечтой с мамой, а мама с подругой. Оказалось, что у нее есть родственник в Аргентине, и он очень известный клоун. Эдуарда Акопяна на самом деле знают далеко за пределами этой страны. В итоге мама принесла мне записи с концертов Акопяна. Я заболел окончательно, однако в семье военного клоуна быть не могло изначально! Так сказал мне папа. (Он служит в российском контингенте войск на территории Армении, и я этим очень горжусь). Надо мной будут смеяться, сын-клоун. Отец хотел, чтобы я пошел по его стопам. Но я все-таки стал ходить в студию.
Возможно, потому что дисциплина там была армейская, папа смирился. А я потихоньку, осваивая азы циркового искусства, начинал понимать, что хлеб этот не из легких. Уставал сильно. Мы занимались ОФП, и всем понемножку. Жонглировали мячиками, поднимали гири, делали сальто. Несмотря на то, что физически было тяжело, до сих пор тепло вспоминаю Зорика Амбарцумяна (клоун Зозо)- моего наставника и учителя.
Когда окончил школу, встал вопрос, что делать дальше? И тут позвонил клоун из Аргентины и посоветовал отправиться в Москву, чтобы поступить в цирковое училище.
Папа к этому моменту понял, что мне нравится то, чем я занимаюсь и даже дал мне билеты на самолет. Раз в году он как военнослужащий имел право на бесплатный проезд в любую точку России, а вместе с ним этим правом пользовалась и его семья.
Поступил легко, учился с удовольствием.
- А при поступлении вы сразу понимали, что будете учиться на жонглера, или все-таки не оставили мечту о том, чтобы стать клоуном?
- К этому моменту я уже понимал, что настоящий коверный должен уметь всё! Владеть эквилибром на руках, быть хорошим жонглером и даже дрессировщиком. Специализация определяется на старших курсах. Сначала тебе дают все азы.
- И вы все это умеете?
- Не так хорошо, как жонглировать, но по проволоке хожу. Тут ведь все просто. Преподаватели изучают твои возможности, а потом могут посоветовать уже конкретный жанр. В общем, все видели, что я могу жонглировать практически любыми предметами: мячами, булавами, кольцами. От добра добра не ищут. Я и сам увлекся. Стал подсматривать в интернете номера артистов. У меня появился свой кумир – Крис Кремо. Это что-то феноменальное. Мне очень импонирует сама подача номеров. Это настоящее шоу, в котором он заигрывает с публикой и втягивает ее в сам процесс, заставляя сопереживать. Из отечественных жонглеров нравится Игнатов. Ну а лучшим жонглером России всегда считался Евгений Биляуэр. И все-таки Крис был на первом месте.
Подглядывая за своим кумиром, я никогда не пытался сделать трюк рекордным, для меня главное, чтобы номер понравился зрителю.
- А любопытно, существует ли какой-то зафиксированный рекорд по жонглированию кубиками? И почему собственно вы выбрали кубики, а не кольца, или булавы?
- Рекордов нет, потому что количество кубиков, которые можно собрать в стопку, зависит только от длины рук. Я иногда собираю двадцать кубиков. А выбрал кубики потому что… Однажды кто-то их забыл убрать в студии, а я поднял (смеется). Так что все дело случая. Случайно увидел клоуна Акопяна, кто-то случайно оставил кубики.
А кольца, булавы, мячики мне казались очень банальными. Кстати, мой выбор поставил передо мной много проблем. У нас никто кубиками не занимается. Приходилось все осваивать самому. Как правильно держать руки, как правильно ловить? По булавам и кольцам посоветовать могли, а вот по кубикам нет. Когда технику только осваивал, руки покрылись мозолями.
- Пришло ли осознание, что выбудете этим заниматься всю жизнь?
- Уже давно. Как только впервые вышел в манеж со своим первым номером.
- А заводить толпу, это врожденное?
- Да, это в крови. Я всегда чувствую, что пора кубик поднимать, хотя порой я действительно не могу сделать это сразу. Это ведь настоящая жизнь, могу ошибиться.
- Многие цирковые артисты выступают на корпоративах.
- И меня часто приглашают. Случалось выступать и перед первыми лицами города, области и даже страны.
- Это когда Газпром отмечает праздник?
- Что-то в этом роде (улыбается). Понятно, что в таких случаях приглашают не только меня, а многих звезд.
- По Армении скучаете?
- Конечно. Я ведь все время на гастролях. Но обязательно нахожу возможность навестить родителей. А в России мне нравится. И Тверь один из самых любимых городов. Я восхищаюсь красотой города, архитектурой и, конечно же, Волгой! Зритель в Твери очень доброжелательный и понимающий. Кстати, меня уже узнают в магазинах. Я третий раз приезжаю сюда на гастроли. Сразу по окончании училища на красный диплом, Тамерлан Нугзаров пригласил меня к себе в труппу. С тех пор и колешу с ним по стране. Но в Тверь всегда еду с удовольствием!
Андрей ВАРТИКОВ фото Сергея САМЦОВА и из архива Гора Исаджаняна