Любой коммерческой компании, осуществляющей свою деятельность в рамках рынка сбыта, необходимо проводить маркетинговые исследования. Это требуется для изучения предпочтений потребителей, выявления уровня конкурентоспособности других производителей и разработки методов достижения наибольшей прибыли на основе этих данных. Именно анализ такого типа позволяет оптимизировать функционирование компании до наиболее высокого уровня эффективности из возможных в конкретный период её развития. При этом, очень важно придерживаться правильной модели механизма проведения маркетинговых исследований, рассмотрим основные её принципы.
Маркетинговые исследования могут иметь формальный и неформальных характер. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. В первом случае производится точный количественный анализ с применением математических алгоритмов для составления статистики и прогнозирования дальнейших показателей эффективности функционирования компании. Во втором случае упор делается на осуществление качественной оценки рынка с учётом ряда факторов. Осуществляться маркетинговые исследования могут как штатными сотрудниками коммерческой фирмы, так и при помощи сторонних организаций, оказывающих такие услуги. Стоит отметить, что существует единый Международный кодекс маркетинговых исследований. Именно он регламентирует основные правила и рекомендации их проведения.
Существует несколько основополагающих принципов маркетинговых исследований, соблюдение которых необходимо для достижения цели проводимого анализа. Среди них выделяют следующие:
1. Принцип достоверности всех используемых данных. Именно он позволяет провести тщательную обработку предоставленной информации, корректный анализ, на основе которого в дальнейшем будут приниматься управленческие решения. Только таким образом компания может достичь необходимого уровня конкурентоспособности.
2. Для достижения наилучшего результата целесообразно производить не только однократные исследования, а и регулярные и повторные. Таким образом формируется модель исследований с соблюдением принципа систематичности.
3. Принцип целенаправленности проведения исследования. Так как оно проводится для достижения определённых задач в отношении конкретных объектов рынка (потребителей, конкурентов и т.д.), сначала необходимо определить ряд целей, выполнение которых нужно для оптимизации функционирования компании и рационального использования ресурсов, выделенных на осуществление анализа.
4. Ещё одним важным аспектом проведения маркетинговых исследований является необходимость соблюдения принципа этичности. Это не влияет на прибыль компании, однако, имеет значение для формирования её репутации среди респондентов.