Родители по-доброму, как любящие мать и отец, умиляющиеся над взрослыми речами малолетних отпрысков, улыбались, слушая рассуждения Митрофанушки. Незнакомец же воспринимал слова мальчика очень серьезно, старался не пропустить ни слова и не сводил с Митрофана пытливого взгляда.
-А сын ваш очень, очень тонко чувствует! – вдруг сказал он. - Такие дети теперь большая редкость! Сейчас ведь, в основном, с горнами да барабанами ходят, речевки хором кричат. А ваш - натура особенная! При правильном подходе к обучению и воспитанию больших высот достичь сможет!
Терпелкиной было приятно это чужое мнение.
-Расскажите нам об этой яблоне! Вы ведь знаете, что-то интересное! – попросила она.
Глаза незнакомца сделались вдруг совершенно неподвижными, стеклянными. Митрофанушка почувствовал, что в них скрыта какая-то страшная тайна. Что вспоминает таинственный собеседник о том, что уже никогда не вернуть, что было главным, составляло счастье всей его жизни.
-Яблоня эта непростая. Очень древний сорт. Посажена она здесь много веков назад одним влиятельным графом, который жил вон в том старинном доме! А звали его Яков Брюс. Может, слышали?
Чугунов и Терпелкина пожимали плечами.
-Нет. Такое имя нам неизвестно. Мы больше интересуемся именами первых красных командиров, а не графов, - недовольно ответил Чугунов.
-О! Это был известный человек в свое время! Потомок знатного шотландского рода, известный ученый, алхимик, астроном, инженер, автор чертежей первых летательных аппаратов! Создатель роботов и другой необыкновенной техники! Несведущие люди обвиняли его в колдовстве! А он ведь был просто ученый! И сам, между прочим, не верил, что есть необъяснимые с научной точки зрения явления. Да, к примеру, вот здесь, по этой самой аллее, прогуливалась механическая кукла – горничная, которую создал он для потех. Она была настолько похожа на настоящую бабу, что заигрывала с местными крестьянами! Те сначала сильно боялись, шарахались! А потом ничего, привыкли! «Яшкина баба» прозвали они ее. Да! Любил граф по аллее прогуляться! Но однажды захотелось ему, чтобы осенью среди желтых листьев старых лип красовалась красная, огненная крона яблони, усыпанная наливными плодами. Привезли ему саженец из-за границы. Что с ним сделал Яков - не знает никто, но только когда яблоня эта выросла и стала плодоносить, рядом с ней стали происходить всякие чудесные истории! Да только вам рассказывать я их не стану! Все равно не поверите!
-И вы действительно считаете, что эта яблоня – та самая и что возможны чудеса? – спросил Чугунов.
-Уверен, - ответил незнакомец и хитро посмотрел на Митрофанушку, разглядывавшего яблочко. Затем таинственный гражданин притворно жалостливо взглянул в глаза Чугунову и ни с того ни с сего заныл, буд-то раскапризничавшийся ребенок:
-ОХ! Тяжело мне! ОХ! До чего же больно смотреть на пустой заброшенный дом! Ах! Как жаль хозяина этой земли! Этой яблони! Этой аллеи! И не помнит его никто! И не знает даже по имени! Ой, обобрали! Ой, все нажитое по босякам поделили командиры красные! Повырубили Русь! Уничтожили!
«Кто этот человек? – задал себе вопрос Чугунов. - Что ему от нас нужно? А вдруг он ярый антисоветчик и за ним уже следят?! Или сумасшедший?! А может быть, он актер? Или шпион»?
Тут незнакомец подошел к Чугунову ближе, провокационно заглянул своими холодными антисоветскими глазами в горячие партийные чугуновские и сказал вкрадчиво, но властно: «А ведь когда-то это все было его!... Якова!... Личное!... И все, что здесь растет,и все, что построено!»
Чугунову совсем уж стало неприятно наблюдать этот переигранный спектакль с омерзительной барской истерикой. Его опытные партийные глаза и уши чувствовали, что за игрой, возможно, кроются реальные, истинные обиды! И даже претензии! И эти выставленные напоказ слезы! И эти выпущенные на волю антинародные чувства!
Негодование, возмущение,классовая неприязнь наполнили душу Чугунова. Щеки и уши его раскраснелись. Взгляд изверг непримиримую классовую вражду и пронзил таинственного гражданина обличительными, очистительными, острыми, как серп, и разгоряченными, как кузнечный молот, партийными стрелами.
-Конечно, сценарий, который вы нам сейчас рассказываете, - пока еще весьма спокойно, дипломатично и тихо сказал Чугунов, - довольно интересный, и мы, возможно, посмотрим этот фильм, с вашим, как я понимаю, участием! Но хотел бы Вам заметить, (тут Чугунов перешел на тон повыше) что в нашей стране земля, ее недра и все, что на земле, принадлежит народу. Да! Раньше были капиталисты, цари, помещики, графы! Но теперь, Россия - страна свободных, равноправных людей! И дерево это, и все, что вокруг, замечу вам, уважаемый, - народное!
Продолжение следует!
Глава5