Найти тему
MaSka

Что делать с железнодорожными переездами? Обзор мирового опыта

Описание проблематики

Особую актуальность имеет решение проблемы пересечений железных и автомобильных дорог в одном уровне т.к. они являются стабильными очагами возникновения наиболее продолжительных задержек в движении автодорожных транспортных средств.

В условиях высокой плотности движения автомобилей наличие таких объектов на улично-дорожной сети вызывает перегрузку путей сообщения и приводит к росту экономических и экологических потерь от задержек автотранспорта (неоправданные продолжительные простои транспортных средств, перерасход топлива автомобилями из-за движения на неэкономичных режимах, непроизводительные потери времени, психологический дискомфорт водителей, снижение производительности труда и ухудшение экологической обстановки).

-2

Даже при сравнительно небольшой интенсивности движения автомобилей, равной 500 авт/сут., на переезде вынуждены снижать скорость примерно 180 тыс. транспортных средств в год, и потери составляют в зависимости от скорости движения от 1440 до 3260 авт∙ч, хотя каждый автомобиль в среднем теряет от 0,5 до 1 мин.

На отдельных направлениях железных дорог суточная интенсивность движения достигает 200–350 поездов, что соответствует закрытому состоянию переездов до 18–19 часов.

Проблема усугубляется совпадением во времени пиков автодорожного и железнодорожного движения. При этом данные объекты на улично-дорожной сети являются источником повышенной опасности для людей и техники, поскольку ДТП на переездах (при их возникновении) характеризуются тяжелыми последствиями, сопряженных с высоким уровнем травматизма людей, значительными материальными потерями и часто вызывают большой общественный резонанс.

-3

Во всем мире на переездах совершаются аварии, в результате которых погибают или получают ранения тысячи человек.

Основная причина аварийности на переездах – это недисциплинированность и невнимательность водителей автодорожных транспортных средств при движении по этим особо опасным объектам улично-дорожной сети.

Объективными предпосылками возникновения ДТП в зоне железнодорожных переездов являются резкое ухудшение условий движения по сравнению со смежными участками улично-дорожной сети, а также ограниченные возможности машиниста поезда (движение по рельсовой колее, большой тормозной путь подвижного состава железных дорог) предотвратить наступление печальных последствий.

Все чаще необходимо обеспечивать движение потоков автомобилей высокой интенсивности, в которых скорость движения каждого транспортного средства зависит от поведения его соседей и вероятность возникновения заторов и ДТП, в т.ч. «цепных», повышается.

Аварийность в зоне переездов во многом обусловливается неровностью дорожного покрытия как настила переезда, так и подходов к нему, создающей угрозу вынужденной остановки автомобиля в опасной зоне, вызывающей резкое изменение направления движения автомобилей, являющейся причиной резких перепадов скоростей движения транспортных средств и значительного сокращения пропускной способности переезда.

-4

Чрезмерные перепады скоростей движения автомобилей или внезапная их остановка в плотном транспортном потоке приводит к конфликтной ситуации и ДТП.

-5

Следует также отметить, что наличие железнодорожных переездов не только сокращает пропускную способность улиц и дорог, но сдерживает развитие устойчивого и скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения в долгосрочной перспективе.

Решение проблемы

Решение проблемы эффективной эксплуатации железнодорожных переездов является весьма актуальной задачей, которая в перспективе должна найти свое решение путем строительства транспортных развязок в разных уровнях, что и реализуется в развитиях странах мира таких как Япония, Германия, Великобритания и США.

Замена действующего переезда развязкой в разных уровнях является лучшим способом избежать потерь в существующих масштабах, особенно в местах, где по условиям движения пересечения в одном уровне не могут обеспечить достаточную пропускную способность и безопасность.

Мировая практика организации дорожного движения развивается в том направлении, что пересечения железных и автодорог в условиях высокой интенсивности и скоростей движения поездов и автотранспорта должны быть в разных уровнях.

Таким образом, борьба за безопасность движения и снижение эксплуатационных затрат на переездах как у нас в стране, так и за рубежом развивается по двум основным направлениям:

  1. Ликвидация переездов (замена действующих переездов транспортными развязками в разных уровнях или закрытие переездов);
  2. Совершенствование условий движения в местах их расположения путем развития элементов переездного обустройства, технических средств, методов и технологий организации и управления движением, внедрением интеллектуальных транспортных систем ориентированных на все более детальную оптимизацию управляющих воздействий.

В первую очередь закрытию в установленном порядке подлежат малодеятельные железнодорожные переезды и переезды, расположенные на небольших (5 км и менее) расстояниях от действующих путепроводов.

Радикальное решение транспортных проблем возможно путем строительства и реконструкции улично-дорожной сети, транспортных сооружений и путей сообщения, которые обеспечивают повышение транспортной связанности районов в городских условиях, перераспределение транспортных потоков, повышение пропускной способности ключевых дорожно-транспортных объектов и безопасности дорожного движения.

Во многих случаях переход к пересечению в разных уровнях является экономически оправданным. Строительство путепроводов (тоннелей) наряду с экономией эксплуатационных расходов позволяют существенно повысить безопасность движения транспорта, снизить износ автомобилей, сократить порчу грузов и ускорить их доставку, улучшить условия труда водителей и машинистов, повысить эстетические качества дорог, а также комфортабельность перевозок пассажиров. Переход к развязкам в разных уровнях стимулируется ростом стоимости оборудования железнодорожных переездов.

Тотальной замене пересечений в одном уровне транспортными развязками в разных уровнях препятствуют необходимость привлечения больших капитальных вложений и значительные сроки реализации таких мероприятий, а также данные мероприятия связаны с отчуждением территорий. Закрытие переездов без создания альтернативных возможностей пересечения железнодорожного полотна резко увеличивает перепробеги автомобилей и по экономическим соображениям также не может быть реализовано повсеместно. Кроме того, в этом случае увеличивается количество попыток пересечения путей в несанкционированных местах с резким возрастанием опасности аварий.

Вопрос о замене действующих железнодорожных переездов пересечениями в разных уровнях и очередность их сооружения решается в каждом отдельном случае проектом, разрабатываемым с тщательным учетом местных условий. Важными факторами, обусловливающими переход к развязке в разных уровнях, является интенсивность движения транспорта, условия видимости, а также максимальная скорость движения поездов на переезде. Замена действующего железнодорожного переезда развязкой в разных уровнях, как правило, экономически обосновывается при высоких значениях интенсивности движения по пересекаемым дорогам. Это объясняется тем, что в условиях скоростного движения поездов последствия ДТП на железнодорожном переезде могут оказаться весьма тяжелыми. Кроме того, введение скоростного движения поездов приводит к резкому увеличению простоев автомобилей на железнодорожных переездах, так как продолжительность закрытия переездов в этом случае значительно возрастает из-за существенного различия тормозных путей скоростных и обычных поездов.

Количество переездов в мире в целом, имеет тенденцию к постепен­ному уменьшению за счет строительства развязок в разных уровнях, а также за­крытия малодеятельных переездов. Однако темпы ликвидации железнодорожных переездов значительно отстают от фактической потребности. Реализация подобных мероприятий повсе­местно сдерживается экономическими соображениями и большими сроками их проведения. В связи с постепенной ликвидацией переездов по-прежнему остаются актуальными и проблемы, связанные с их эксплуатацией.

Минимальное количество ДТП на переездах достигается при оборудовании переездов механическим препятствием, перекрывающим всю ширину автодороги и исключающим несанкционированный выезд автомобилей в опасную зону. Действующие сегодня нормативы в Великобритании не допускают ввод в эксплуатацию переездов, оборудованных только световой сигнализацией без шлагбаумов. В Нидерландах также реализуется стратегия по оборудованию шлагбаумами всех переездов, оснащенных световой сигнализацией.

В Западной Европе, США и других странах систематически проводится факторный анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП в зоне переездов. Результаты этих исследований неуклонно указывают на то, что по-прежнему не решены с необходимой полнотой вопросы оперативной оценки БД автомобилей с учетом фактической видимости дорожной обстановки на подходах к переезду. Причем отмечается, что не уделяется достаточное внимание вопросам изучения расстояний видимости в зависимости от дорожно-транспортной ситуации и их влияние на скорости движения автомобилей.

-6

В ходе анализа влияния инфраструктуры железнодорожного переезда на безопасность движения установлена целесообразность использования для обозначения переездов желтого светового сигнала, работающего в режиме мигания в период времени, когда движение через переезд разрешено.

Практика применения в этих целях бело-лунного сигнала показала, что в условиях недостаточной метеорологической видимости (туман, метель и т.п.) эффективность его использования низка, и поэтому в настоящее время практически повсеместно такие информационные секции светофоров на переездах, к примеру - Белорусской железной дорогой, демонтированы.

Желтый цвет, по мнению психологов, лучше привлекает внимание человека. Кроме того, применение светофора, работающего в режиме желтого мигания, для обозначения опасных мест на улично-дорожной сети (нерегулируемые перекрестки, пешеходные переходы и др.) апробировано многолетней практикой организации дорожного движения.

Наличие этого сигнала информирует участников дорожного движения об исправности переездной сигнализации и дополнительно обозначает переезд, что особенно важно в темное время суток и в условиях недостаточной видимости.

Расположение переездов на коротких прямых вставках между кривыми в плане, ограничение условий видимости на подходах к нему создает сложные условия движения для водителей автомобилей. Эффективным средством предупреждения водителей о приближении к переезду, особенно в условиях тумана, является нанесение на всех подходах к потенциально-опасному пересечению дорожной разметки со светоотражающей поверхностью, имеющей специальную конфигурацию и информирующей о наличии переезда.

Лучшую видимость под небольшим углом зрения обеспечивает удлиненная форма дорожной разметки.

С целью выделения переезда, как особо опасного участка на дороге, увеличивают освещенность (или яркость покрытия проезжей части) на подходах к переезду по сравнению со смежными участками дорог.

-7

Если Вам показалась статья полезной и интересной подписывайтесь на канал, ставьте лайки!

Спасибо!