Найти тему

А оно совсем и не новое!

Это не новодел
Это не новодел

Рассматривая старые снимки Москвы 70-х гг. я обратила внимание на здание, которое все видели и знают но то, что оно было еще во времена Брежнева и раньше знают немногие.

Здание Государственной Думы.

Я его в детстве не помню, и была уверена, что построили его в перестройку. Уж очень оно современным кажется. Но увидев его на старых снимках я решила узнать, что же раньше там было ведь Думы то у нас тогда не было.

Оказывается, существовал генеральный план застройки Москвы 1935 года. Что-то сносилось, что-то переносилось, что-то строилось. И вот по этому плану хотели создать новую парадную улицу — аллею Ильича, которая должна была соединить Лубянскую площадь и Дворец Советов, строившийся на месте Храма Христа Спасителя. Решили строить на участке здание Совета Труда и Обороны.

Никто в то время не слушал искусствоведов, которые выступали против сноса палат Голицыных и храма Прасковьи Пятницы. Не до этого было.

И вот в 1935 году здание было построено. Но замысел архитектора Лагмана не был осуществлен полностью. Он хотел построить несколько одинаковых домов замкнутым квадратом. Хорошо, что не получилось. А то бы вместо маленьких домиков в переулках мы получили бы громадину, которая давила бы на психику.

После Совета Труда и Обороны в здании размещался Дом Совнаркома, потом Совет Министров, потом Госплан СССР, а с 1994 года в здании стала работать Государственная Дума РФ. (Ну, это вы знаете.)

Кстати, пилястры на здании облицованы снятыми с Храма Христа Спасителя плитами, хранившиеся с 1931 года на одном из складов. Штукатурка изготовлена из каменной крошки, которую получали путём измельчения мраморных облицовок массово сносимых в 1930-х годах московских церквей и памятников архитектуры. Теми же материалами отделывалась строящаяся одновременно со зданием Совета Труда и Обороны станция метро «Охотный ряд», один из вестибюлей которой изначально планировали встроить в дом СТО. Высокий цоколь, три входные арки и ступени входов выполнены из лабрадора и карельского гранита. Добычу лабрадора и гранита для цоколя, а также заготовку древесины для обшивки стен в интерьерах здания, как и доставку стройматериалов по Беломоро-Балтийскому каналу, организовал НКВД.

Долгое время дом оставался эталоном правительственного здания.