Найти тему

Красиво самоизолировались

Двое друзей переоборудовали спасательный бот в дом на воде и прошли на нем 5000 км вдоль северного побережья Европы в компании четвероногого тезки легендарного исследователя Шеклтона. О своем подвиге они рассказали Yachting. Дело было ДО пандемии, но способ скрыться от коронавируса засчитан.

Что могут сделать парочка архитекторов и собака при наличии большого количества свободного времени и фантазии? Например, отправиться в морское путешествие за полярный круг. Но поскольку для обладания приличной яхтой архитектор должен быть как минимум Фрэнком Гери или сэром Норманом Фостером (лодки обоих маэстро легко гуглятся, если вам интересно), нашим героям пришлось искать альтернативные пути обзавестись плавсредством. Не волнуйтесь, ничего противозаконного они не задумали. Будучи архитекторами и просто рукастыми парнями, они решили найти что-нибудь плавучее по сходной цене и переделать под свои запросы. А запросы, надо сказать, были весьма амбициозными – Гайли Симмондс и Дэвид Шнабель хотели посмотреть мир к северу от их родной Англии. Поразмыслив, сообразительные британцы пришли к выводу, что в море нет ничего надежнее… спасательного бота. Да, той самой капсулы лососевого цвета, что обычно размещается на круизных судах и в форсмажорных случаях позволяет экстренно покинуть терпящее бедствие судно в условиях, хорошо знакомых тем, кто в час пик штурмовал маршрутки в Мытищах или пытался втиснуться в метро на станции Выхино. Поскольку оба наших героя выросли в городке, по численности жителей не дотягивающего до упомянутых населенных пунктов даже по отдельности, они хотели удобств.

Yachting: Как все начиналось?

Гайли Симмондс: После семилетнего обучения в архитектурном колледже мы с Дэвидом захотели отпраздновать окончание учебы большим пешим походом по Норвегии. Но как-то раз я наткнулся на небольшое комьюнити плавучих домиков, переделанных из спасательных ботов, показал Дэвиду, и мы загорелись идеей обзавестись таким суденышком и отправиться в Норвегию на нем.

Где-то через два месяца поисков нам попалось на глаза объявление о продаже спасательного шлюпа No. 1 с пассажирского парома MV Clansman. Это был лайфбот Maggie 10.7 от норвежской компании Norsafe 1997 года выпуска. Он достигает 10,7 метра в длину, 3,2 метра в ширину и весит около 5 тонн в пустом состоянии. На нем могут эвакуироваться 100 человек; полная снаряженная масса с пассажирами составляет 12 тонн. Шлюп обошелся нам в 7000 фунтов стерлингов.

Какие изменения были внесены в конструкцию?

Прежде всего нам нужно было освободить внутреннее пространство от десятка лавок для пассажиров и прочей ненужной нам начинки. На этих шлюпках все прикручено на совесть, а дело было в феврале, то есть нам пришлось задеревеневшими пальцами откручивать тысячи как следует закисших болтов, гаек и винтиков, заново нарезать болгаркой сорванные грани и шлицы на крепеже. Но это было еще не самое сложное. Когда вы спасаетесь с терпящего бедствие парома на спасательной шлюпке посреди бушующего Северного моря, вы конечно же хотите быть полностью изолированы от внешнего мира и защищены. У нас же встал вопрос, где мы будем хранить кранцы и швартовы, рыбачить и жарить пойманную рыбу на барбекю и где, наконец, сможем погреться на солнышке с запотевшей бутылочкой прохладного пива! Для всего этого требовался открытый кокпит. Конечно, решиться кромсать болгаркой абсолютно целый и исправный лайфбот, за который мы только что отвалили семь штук, было непросто. Кокпит сформовали из фанеры, после чего покрыли стеклотканью. В отсеках под палубой мы нашли около тысячи порций питьевой воды длительного хранения в пластиковых пакетах. Срок годности этой воды исчисляется годами, но на вкус она не очень. Половину пакетов отнесли в шипчандлерский магазин, который стал бесплатно раздавать их покупателям фальшфейеров и другого аварийного снаряжения, а остальные по объявлению забрал какой-то выживальщик. «Никогда не знаешь, что может приключиться», – сказал он в ответ на мой вопрос, для чего ему столько воды.

Помимо кокпита, мы переделали центральную часть в салон с панорамными окнами из плексигласа. Пожалуй, именно установка этих окон стала самой трудоемкой частью проекта. Также на борту мы оборудовали две каюты, кухню, рубку управления, туалет и душ. Так как нам предстояло совершать плавания за полярным кругом, мы установили в лодке дровяную печь. Всю верхнюю часть корпуса заняли солнечные батареи. На работу по переделке ушло около года, правда, мы занимались лодкой по вечерам и на выходных, так как все это время продолжали работать по основной специальности.

Как переводится название вашего корабля?

Stødig по-норвежски значит «стойкий». Мы думаем, что оно очень подходит, ведь эти шлюпки призваны помочь выжить в самых тяжелых условиях. Их борта толщиной 30 мм испытывают ударяя о бетонные стены и сбрасывая в воду с 20-метровой высоты. Мы, правда, еще не попадали в серьезные переделки. Максимум, с чем столкнулись, – это свелл в 3–4 метра в проливе Скагеррак, след куда более сильного шторма, который мы пережидали несколько дней. Было некомфортно, но не страшно.

Как проходило ваше путешествие?

Мы отчалили из Нью-Хейвена в мае 2019 года и прошли вдоль южного побережья Англии до Дувра, пересекли Ла-Манш и пошли вдоль побережья Бельгии и Голландии, затем через Кильский канал вышли в Балтийское море и направились к берегам Норвегии, минуя Данию и Швецию. Достигнув Бергена, мы отправились на север по маршруту парома Hurtigruten, заходя во все фьорды западного побережья Норвегии. Собственно это и была основная часть нашего путешествия, более 3000 км фьордов, заливов и островов. Благодаря небольшой осадке 80 см мы могли подойти к любому берегу, так что побывали в таких местах, куда не может зайти ни одно судно или яхта. Купались, ловили рыбу, гуляли по берегу с моим псом Шеклтоном и отлично проводили время. Через четыре месяца после выхода из Нью-Хейвена мы достигли Тромсё, где остались на зимовку. Я устроился работать в местное архитектурное бюро, а Дэвид продолжает работать прямо с лодки. В 2020 году мы хотим отправиться еще дальше на север. В Норвегии много мест, куда невозможно попасть, кроме как с моря. Например, нетронутые заснеженные склоны фьордов для лыжного фрирайда.

Наверняка за все это время вы сильно сроднились со Stødig...

Эта экспедиция стала для нас настоящим спасением от повседневной рутины. На борту и в море время начинает течь иначе, а жизнь становится проще. Строить планы теряет смысл – то, как пройдет день, определяется приливами и отливами, погодой и тем, надо ли что-то починить на лодке. Вместо инстаграма и Netflix привыкаешь следить за прогнозом погоды. Лодка действительно стала для нас домом – может быть, даже больше любого из прежних домов просто в силу того, сколько собственного труда мы вложили в ее создание. И, в отличие от обычной квартиры, этот дом может перенести нас в любое место и позволяет делать все, что мы захотим.

ФОТО DAVID SCHABEL

ТЕКСТ ДМИТРИЙ КИСЕЛЕВ

Всё о яхтах и катерах: www.yachting.su