Недавно в Польше в девятый раз с участием высших лиц государства отметили на общенациональном уровне т.н. День «отверженных солдат» – членов польского антисоветского подполья 1944-1963 гг.
«Отверженные солдаты» или «прОклятые солдаты» (Źolnierze Wyklęci) – достаточно устоявшееся в польском историческом дискурсе словосочетание. «Отверженность», «проклятость» этих солдат заключается в их уничтожении и забвении властями социалистической Польши. По их реабилитации развернута целая кампания. Польский институт национальной памяти (ПИНП) выступает за популяризацию параллельного термина «непокорённые солдаты» (Źolnierze Niezłomni) как лишённого отрицательных коннотаций по сравнению с термином «отверженные» или «проклятые», и даже старается ввести в оборот на равнозначных правах поэтико-мифологическое описательное обозначение «последние рыцари Речи Посполитой». Но были ли они «последними рыцарями» в реальности?
Несмотря на мощную административно-идеологическую поддержку на государственном уровне, культ «прОклятых солдат» пестрит изъянами исторического и морально-этического характера. Как идеологический конструкт, он содержит ряд существенных противоречий, над устранением которых старательно работают специалисты ПИНП, но пока безуспешно.
Чересчур общим и явно противоречивым является сам термин «отверженные/прОклятые/непокорённые солдаты». Им в Польше сейчас обозначают членов всех формирований, движений, организаций и групп антисоветской направленности конца Второй мировой войны и послевоенного времени, в том числе, объединения Wolność i Niezawislość («Свобода и независимость» - СиН). Дата приведения в исполнение высшей меры наказания в отношении её лидеров 1 марта 1951 г. взята за День «отверженных солдат». Почему в дату гибели её предводителей Польша отмечает день именно вооружённого подполья – вполне понятно. Этого требует современная идеологическая парадигма, основой которой является представление Польши как чуть ли не основного пострадавшего государства времен Второй мировой. Альтернативой Дню «отверженных солдат» мог бы быть, например, день памяти репрессированных, но среди таковых были и солдаты Армии Людовой, союзницы СССР по борьбе с нацизмом, а вводить их в пантеон героев нынешние польские власти по известным идеологическим причинам просто не могут себе позволить.
А теперь факты. «Отверженные» виновны в этнических чистках с признаками геноцида. Не секрет, что «последние рыцари Речи Посполитой» сотрудничали с ОУН-УПА (запрещена в России), вермахтом и гестапо. Память о войне с гитлеровцами и украинскими националистами (Волынская резня 1943 г.) – неотъемлемый элемент «нового польского патриотического сознания», в т.ч. в контексте культа «отверженных солдат». При этом «отверженная» Свентокшицкая бригада сотрудничала с гестапо и снабжалась вермахтом, а отряды СиН совместно с ОУН-УПА устроили кровавую атаку на Грубешув в мае 1946 г., приведшей к гибели мирных жителей-украинцев. Были факты передачи «отверженными» польских евреев в руки гитлеровцам. В Варшаве убийство жителей Грубешува оправдывают их последующим сотрудничеством с властями социалистической Польши, но при этом осуждают убийство украинской дивизией СС «Галичина» жителей польской Гуты Пеняцкой в 1944 г. по аналогичному обвинению - сотрудничество с советской властью. На счету «непокорённых солдат» - карательные рейды против белорусского, украинского, словацкого, еврейского населения, грабежи и убийства поляков.
Помимо этих преступлений, как подтверждают документы, польские «патриоты» убивали и друг друга. Сконструированный упрощённый взгляд на эту часть польской истории как бы не замечает конфликтов и вооруженной борьбы за влияние между разными группировками «непокорённых». Армия Крайова стреляла в членов СиН, боевики Гражданской Армии Крайовой – в боевиков Национального военного объединения (Narodowe Zjednoczenie Wojskowe) и т.д. Из этого вывод - не существовало польского антисоветского подполья как монолитного содружества единомышленников, день которых теперь отмечают в Польше.
При этом «отверженные» строили моноэтничную католическую Польшу. Некоторые антисоветские группировки (Национальные вооружённые силы, Национальное военное объединение и др.) ставили целью истребление конкретных социальных и национально-религиозных групп (госслужащих, православных, иудеев), а их программная идеология была сродни идеологии франкистской Испании, фашистской Италии или Хорватии времён правления Анте Павелича. Конститутивным элементом этой идеологии выступал совместный диктат властей и католической церкви, а инструментом - террор против религиозного и общественно-политического инакомыслия с подавлением демократических свобод.
В настоящее время внутриполитической стратегией правящей партии «Право и справедливость» (ПиС) является курс на предотвращение появления в право-консервативной среде конкурентной силы, способной оспорить монополию ПиС на национал-патриотическую идеологию. День «отверженных солдат» законодательно был установлен решением сейма в 2011 г. при правлении оппозиционной ныне «Гражданской платформы» (ГП). Тогда это была попытка ГП присвоить культ «отверженных» себе.
Сегодня, находясь в оппозиции, ГП уже критикует этот культ, стараясь понизить внутриполитический рейтинг ПиС. Так, политики ГП осуждают ежегодный марш памяти в Хайнувке Подляского воеводства в честь «отверженного» Ромуальда Райса, виновного в нападениях на белорусские деревни в 1946 г. и казнях женщин и детей. Но миф «отверженных солдат» нужен ПиС как инструмент контроля над настроениями избирателей, и ее лидеры будут бороться до последнего за эту украденную у ГП «историческую правду».
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.