Найти тему

Игра для гиперконтроллера

Статьи / Навязчивое поведение, мысли
Статьи / Навязчивое поведение, мысли

Одна из невротических реакций - это гиперконтроль. Гиперконтроль возникает тогда, когда вы сталкиваетесь с тем обстоятельством, с которым вы не можете справиться. У вас возникает острое ощущение потери контроля, которое резко меняет ваше поведение. Например.  

Вы жили-жили, а потом в один день у вас началась бессонница. Или вы жили-жили в отношениях, а потом ваш партнер вам изменил. Или вы жили-жили, а потом обвалился рубль, да еще в присутствии коронавируса.  

Человек в режиме контроля фиксируется на том, чтобы получить определенный результат. Это может быть какая-то своя потребность (например, безопасность, одобрение, признание, внимание и т.п.) или избавление от какого-либо препятствия (бессонница, психосоматика, конфликт, негативные эмоции и т.п.). Проблема гиперконтроля заключается в том, что подобный режим приводит к резкому усилению возбуждения психики, что, в свою очередь, только добавляет проблем в ситуации. Например.   

Вы возбуждены, напряжены потому что хотите победить бессонницу и … ваше напряжение мешает вам заснуть.  

Вы возбуждены, напряжены потому что хотите преодолеть обиду на партнера .. и ваша обида только усиливается и выливается во вспышку гнева …  

Вы возбуждены и напряжены потому что хотите избавиться от головной боли и ...она никуда не девается, так возбуждение и напряжение только увеличивают тонус мышц.  

Итого: 

Потеря контроля + зацикленность на результате + возбуждение/напряжение =  усиление ощущения потери контроля  

Что можно противопоставить механизму гиперконтроля? Один из вариантов - это “режим игры”. 

Игра - это эмоциональная вовлеченность в соперничество, в преодоление препятствий с целью получения положительных переживаний в процессе движения к цели с неким дополнительным бонусом в виде возможности отпраздновать победу.  В игре процесс важней результата. А результат обязательно притягателен.  

В игре всегда имеются препятствия, которые воспринимаются как антураж. Бессонница, психосоматика, тревога, неверие в себя, коронавирус, кризис экономический, негативные ожидания, неприятные ощущения и т.п. Все эти препятствия в игре выполняют роль статистов, которые мешают, путаются под ногами,  вызывают злость, но остаются лишь статистами.  

В ресурсной игре всегда есть концентрация на своих положительных переживаниях. Интерес, увлеченность, бодрость, надежда, оптимизм, азарт, гордость, снисходительность и прочие похожие переживания не только становятся центром вашего внимания, но и полноценным ресурсом для продолжения игры.  

В игре всегда есть “вау-эффект”. Этот эффект подразумевает, что вы преувеличиваете значимость, приятность, неожиданность и притягательность тех или иных моментов игры. Любое удачное, успешное, эффективное или наглое действие воспринимается как шаг к победе. А потому вы также получаете дополнительный ресурс и удовольствие.  

В игре есть конечная цель - победа.  Победой может быть все, что угодно. Приготовление нового блюда, прогулка в новое место, ванна со свечами (которые были куплены на другом конце города), посещенный фильм, некая сумма часов глубокого сна за неделю, некий отклик от другого человека или даже банальное выполнение плана.  

Почему “режим игры” может у вас не работать 

А) возвеличивание препятствий, которые возникают у вас на пути; попытка сделать препятствия более значимыми, чем итоговая победа   

Б) умение концентрироваться на негативных переживаниях, игнорирование позитивных переживаний  

В) обесценивание себя и своих действий  

С чего начать игру? Банально - поставить цель, выбрать желаемые эмоции, запустить вау-эффект и ...сделать все это прямо сейчас …  

А во что вы готовы сыграть прямо сейчас? Напишите свой вариант в комментариях!  

А вот еще про те навыки, кто определяют успешность вас в вашей жизни

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц