Вот что чаще всего забывают посчитать при решении об аутсорсинге:
1. По международной статистике наем и обучение одного сотрудника обходится в 3–5 его месячных окладов. Это не только прямые затраты на подбор – рекрутер, реклама, телефон и т.д. Сотрудника кто-то должен учить – тратя рабочее время, за которое мы иногда доплачиваем. Сотрудник может не пройти испытательный срок, и мы все начинаем заново. Пока мы ищем сотрудника, его работа либо не делается, и это отражается на качестве, либо его работу кто-то выполняет за доплату. Новичок всегда работает медленно, делает брак. При увольнении сотрудника мы оплачиваем ему неиспользованный отпуск.
2. Время работающих сотрудников кто-то учитывает, ведя табель. Кто-то начисляет им зарплату, отпускные и больничные. Кто-то рассчитывает налоги с их зарплаты, перечисляет алименты, выдает справки для банков и т.д. Время, потраченное на это, оплачивает работодатель.
3. У каждых семи (а то и меньше) сотрудников обязательно есть «начальник». Российский сотрудник без «начальника» работать не может. Этот «начальник» стоит вам денег, даже если его работа – только заставлять подчиненных работать.
4. Рабочее место сотрудника тоже не бесплатно. Стул, стол и стоящий на столе компьютер стоят вам денег, причем не только при покупке – их надо обслуживать (чинить, учитывать, клеить бирки с инвентарными номерами, покупать новые и так далее).
5. Площадь. Каждый сотрудник так или иначе занимает площадь, даже если он дворник. Он где-то переодевается. Где-то обедает. Где-то хранит метлы.
В этом месте меня часто прерывают со словами: «Если мы уволим дворника и заменим его на клининг, площадь не высвободится, так как мы не сможем ее использовать по-другому». Примерно то же обычно слышно о рабочем времени «начальника» («если только одного подчиненного из семи уволить, «начальнику» все равно придется платить зарплату»), о затратах на начисление зарплаты («всем остальным все равно надо начислять отпускные») и так далее. Я все это слышал неоднократно.
Если ваши топ-менеджеры так рассуждают – увольте их, это не топ-менеджеры, а высокооплачиваемые клерки. Вдумайтесь: они вам пытаются сообщить, что у вас высвобождается экономический ресурс (время сотрудников, площади, деньги и т.д.), но они не знают, как им распорядиться с выгодой. Вспомните, как вы начинали бизнес: вы брали ресурс (время, деньги, площади) и выжимали из него все, что можно. Почему же теперь ваши подчиненные рассуждают иначе?
Давайте на секунду представим, что они говорят вам: «У нас высвободился склад, шесть тысяч квадратных метров, но мы не знаем, как им распорядиться». Вы разгневаетесь? Но почему ваш гнев по поводу шести тысяч метров должен быть больше гнева по поводу трех? Вы ведь и за эти три метра платите аренду. Платите из вашей прибыли, которую могли бы пустить на развитие своего бизнеса. Вас возмущает стоящий в цехе не работающий, но работоспособный станок? Ржавеющий во дворе автомобиль или погрузчик? Лежащий мертвым грузом на складе товар? Все это не использующиеся должным образом ресурсы. Точно так же, если ваш «командир дворников» раньше командовал семью дворниками, а теперь – шестью, то у него высвободился ресурс, рабочее время, и ваши топы должны придумать, как его использовать. А если не могут – они должны занять его место.
6. Управленческие издержки не исчерпываются прямыми затратами на труд «начальников». Куда страшнее другие издержки – «потери на трении», непроходимость информационных каналов. Подобно морским, информационные волны затухают, проходя через компанию, и любой приказ по мере хождения по инстанциям искажается или вовсе исчезает. Чем больше у вас организация, чем больше там управленческих слоев, тем хуже качество исполнения решений. Тем, кто, как я, управлял большими компаниями, это хорошо знакомо. А если в организации есть филиалы или иные обособленные формы (магазины, офисы), то «потери на трении» становятся колоссальными.
7. У вас есть служба безопасности? Конечно, есть, у кого ее нет. Проверяет кандидатов, следит за порядком, выявляет нарушения. И чем больше контора, тем больше затраты на безопасность.
8. НДС. Все социальные налоги, которые вы платите с доходов сотрудников, не содержат НДС, который вы могли бы принять к зачету. А вот если сторонний поставщик – плательщик НДС, то при сопоставлении стоимости его услуг с вашими затратами на ФОТ налоговую ставку нужно учитывать. То есть сравнивать собственные затраты с его услугами нужно корректно – вычтя из его цены НДС.