Когда коронавирус распространился на скандинавские страны, Норвегия и Дания стремились установить широкие ограничения на своих границах, чтобы остановить вспышку. Швеция, их соседка, решительно пошла другим путем.
В то время как Дания и Норвегия закрыли свои границы, закрыли рестораны и горнолыжные трассы и сказали всем студентам оставаться дома в этом месяце, Швеция закрыла только свои средние школы и колледжи, сохранила свои дошкольные учреждения, начальные школы, пабы, рестораны и границы открытыми — и не ставила никаких ограничений на склоны.
Фактически, Швеция оставалась открытой для бизнеса, в то время как другие страны за пределами Скандинавии атаковали вспышку различными мерами, амбициозными по масштабам и охвату. Подход Швеции вызвал вопросы о том, является ли она азартной игрой с болезнью, Covid-19, которая не имеет лечения или вакцины, или ее тактика будет рассматриваться как разумная стратегия борьбы с бедствием, которое опустошило миллионы рабочих мест и вызвало глобальные блокировки, беспрецедентные в мирное время.
К субботе в Норвегии с населением 5,3 миллиона человек было зарегистрировано более 3770 случаев заболевания коронавирусом и 19 случаев смерти; в Дании с населением 5,6 миллиона человек было зарегистрировано 2200 случаев заболевания и 52 случая смерти; в Швеции с населением 10,12 миллиона человек было зарегистрировано более 3060 случаев заболевания и 105 случаев смерти.
Недавний заголовок в датской газете Politiken заключает в себе вопрос, рикошетящий по Европе: "разве Швеция не принимает кризис короны всерьез?”
Нет никаких доказательств того, что шведы недооценивают чудовищность болезни, свирепствующей по всему миру. Руководство страны и чиновники здравоохранения подчеркивают важность мытья рук, социального дистанцирования и защиты людей старше 70 лет путем ограничения контактов с ними.
Но стоит заглянуть в любое кафе столицы, Стокгольма, и можно увидеть группы из двух или более человек, небрежно обедающих и наслаждающихся капучино. Детские площадки полны бегающих, кричащих детей. Рестораны, тренажерные залы, торговые центры и горнолыжные склоны поредели, но все еще используются.
Государственный эпидемиолог Андерс Тегнелл сказал в интервью, что стратегия Швеции основана на науке и сводится к следующему: “мы пытаемся достаточно замедлить распространение, чтобы мы могли иметь дело с пациентами, поступающими.”
Г-н Тегнелл отметил, что подход Швеции апеллирует к сдержанности и чувству ответственности общественности. “Именно так мы и работаем в Швеции. Вся наша система борьбы с инфекционными заболеваниями основана на добровольных действиях. Система иммунизации является полностью добровольной и имеет 98-процентный охват”, - пояснил он.
"Вы даете им возможность делать то, что лучше всего в их жизни”, - добавил он. “Это работает очень хорошо, согласно нашему опыту.”
Подход Швеции противоречит более строгим стратегиям большинства других стран. Индия пытается ввести режим изоляции, который затрагивает 1,3 миллиарда человек. Германия запретила толпы из двух и более человек, за исключением семей. Во Франции жителям предлагается заполнить форму с указанием цели каждого поручения, когда они покидают свои дома; каждая поездка требует новой формы. Британия развернула полицейских, чтобы напомнить жителям оставаться дома.
Тем не менее, хотя Швеция может показаться более удаленной от Скандинавии и в значительной части более широкого мира, слишком рано говорить о том, принесет ли ее подход те же результаты, что и у других стран. И шведские власти все еще могут принять более решительные меры по мере роста числа госпитализаций, связанных с коронавирусом.
Объясняя нынешние методы Швеции, эксперты указывают и на другие основополагающие факторы: страна обладает высоким уровнем доверия, по словам историка Ларса Трагарда, и строгий закон в Конституции запрещает правительству вмешиваться в дела административных органов, таких как агентство общественного здравоохранения.
"Поэтому вам не нужно микроуправлять или контролировать поведение на детальном уровне с помощью запретов или угрозы санкций или штрафов или тюремного заключения”, - сказал г-н Трагард в телефонном интервью. - Именно так Швеция стоит особняком, даже от Дании и Норвегии.”
Правительство прислушалось к рекомендациям Агентства по борьбе с этим вирусом, который к субботе заразил более 600 000 человек и убил более 27 000 человек по всему миру. Если бы агентство здравоохранения заявило, что закрытие границ и закрытие всего общества-это наилучший путь, правительство, скорее всего, прислушалось бы.
Г-н Трагард отметил, что уровень доверия шведов проявляется и в другом: граждане не только доверяют государственным институтам и правительственным учреждениям и наоборот, но и среди граждан существует высокое социальное доверие.
Это проявляется в подходе страны к этому вирусу. Норвегия не полностью закрыла свою 1000-мильную сухопутную границу со Швецией, но большинство людей, возвращающихся из-за границы, должны пройти двухнедельный карантин (оленеводы и ежедневные пассажиры освобождаются.) Финляндия закрыла границы своего самого густонаселенного региона-который имеет 1,7 миллиона человек и включает столицу, Хельсинки — на три недели, чтобы бороться со вспышкой там.
Норвегия ограничивает группы на открытом воздухе не более чем пятью людьми, а те, кто находится в помещении, должны держаться на расстоянии более шести футов (за исключением родственников). Дания закрыла свои границы, отправила государственных служащих домой с зарплатой и призвала всех других работников работать на дому. Он закрыл ночные клубы, бары, рестораны, кафе и торговые центры, а также запретил собрания более чем 10 человек на открытом воздухе.
Швеция изначально запретила проведение собраний численностью до 500 человек.
В начале вспышки некоторые организаторы мероприятия предположили, что они позволят точно 499 держателям билетов на свои места. (Это прекратилось, когда случаи Covid-19 были подтверждены среди сотрудников.)
Г-н Тегнелл, государственный эпидемиолог, сказал, что именно поэтому запреты не работают: "люди находят способы обойти правила.”
Он также сказал, что не верит в то, что Швеция была индивидуалисткой и не понимала стратегию соседей. "Закрытие границ на данном этапе пандемии, когда практически во всех странах есть случаи заболевания, для меня действительно не имеет смысла”, - сказал он. “Это не та болезнь, которая собирается уйти в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Мы не находимся в фазе сдерживания. Мы находимся на стадии смягчения последствий.”
Он также заявил, что закрытие школ не исключено.
Нидерланды, которые сообщили о более чем 8600 случаях заболевания вирусом и 546 смертях к субботе, принимают аналогичный подход к Швеции. 16 марта премьер-министр Марк Рютте заявил, что его страна с 17,1 миллионами человек выбирает “контролируемое распространение” среди групп с наименьшим риском серьезно заболеть. Он утверждал, что уже слишком поздно закрывать страну “полностью.”
Большинство шведов, 52 процента, поддерживают меры по сдерживанию вируса, согласно опросу, проведенному газетой Svenska Dagbladet и опубликованному во вторник . Однако 14 процентов опрошенных заявили, что слишком мало внимания уделяется общественному здравоохранению в интересах развития экономики.
Существует растущая озабоченность, поскольку шведы готовятся к поездке в свои загородные дома и на горнолыжные склоны на Пасху, хотя агентство общественного здравоохранения попросило граждан пересмотреть такие поездки. (Норвегия объявила о "запрете хижин", чтобы помешать жителям отправляться в свои загородные дома.)
Даже премьер-министр Дании Метте Фредриксен в понедельник предупредил своего соседа: "не ездите на горнолыжный отдых в Швецию!”
На прошлой неделе группа Covid-19 случаев была прослежена до апре-ски партии в шведском альпийском центре, являются, побуждая чиновников закрыть воздушный трамвай и гондолу и закрыть бары и ночные клубы. Сотни случаев заболевания Covid-19 в Скандинавии произошли от отдыхающих, возвращающихся из лыжных поездок в Италию — которая имеет больше всего случаев в Европе — и в Австрии.
Теперь в социальных сетях появилась петиция о закрытии горнолыжных трасс .
Некоторые шведы предположили, что их страна отклонилась от ответа большинства других стран, чтобы ускорить иммунитет стада, рискуя жизнями без необходимости.
Агентство общественного здравоохранения это отрицает.
Тем временем, инфекционная кривая в Швеции начала резко расти, и в пятницу правительство ужесточило ограничение на толпы не более чем до 50 человек.
Некоторые жители, такие как Элизабет Хатлем, владелец отеля, имеют два мнения о шведском подходе. Она благодарна за то, что может держать свой бизнес открытым. Но она и ее партнер не любят отправлять своих шестерых детей в школу в условиях пандемии.
” Для нас полная изоляция-это катастрофа", - сказала она. “Но я боюсь, что Швеция в какой-то момент взорвется. Я чувствую, что живу в огромном эксперименте, и меня никогда не спрашивали, хочу ли я записаться.”