Всегда ли конфликт между деловыми партнерами предполагает судебные тяжбы и разрыв отношений? Медиатор Игорь Хомяков так не считает. По его словам, несколько сессий примирительных процедур в «Центре медиации и антикризисного управления» помогут использовать энергию конфликта для позитивных перемен в бизнесе партнёров, восстановить испорченные отношения между близкими людьми, сохранив при этом их время, деньги и здоровье.
Игорь Николаевич, расскажите немного, об истории применения Медиации и в чём заключается основная концепция этой примирительной процедуры?
— Медиация – это примирительная процедура, в основе которой лежат переговоры конфликтующих сторон с участием медиатора (независимого посредника, примирителя) с целью выработки и применения взаимовыгодного, для сторон, соглашения по спорным вопросам.
Обращение к посредникам для разрешения споров практикуется с древних времен, например, историки отмечают подобные случаи ещё в Древнем Вавилоне.
Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права —после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.
Мне близка следующая концепция: процедура медиации помогает выявить и осознать информационные разрывы и спорные вопросы в межличностной коммуникации или коммуникации в бизнес — процессах с целью выбора оптимальных вариантов решений, взаимоприемлемых для участников конфликта. Техника примирительных переговоров предполагает сравнительно гибкие подходы, а принятые решения опираются на согласие всех сторон. Эти подходы существенно отличаются от традиционного судебного процесса, который обычно принимает сторону участника с более весомым правовым аргументом, игнорируя истинные причины, порождающие разрушительную энергию конфликта.
Как вы пришли к теме медиации?
— Сейчас я профессионально занимаюсь примирением сторон и медиацией бизнес-процессов, являюсь основателем и руководителем Центра медиации и антикризисного управления в г. Калуга.
К медиации мы пришли в связи с моей прошлой деятельностью – частной практикой арбитражного управляющего, которой я занимался 18 лет.
В Центре медиации мы стараемся создать атмосферу доверия, чтобы стороны конфликта перестали цепляться за форму и обстоятельства, произошедшего в прошлом, чтобы они осознали, поверили и применили возможности мирно урегулировать свои проблемы самостоятельно — без суда и противодействия друг другу.
В течение 18 лет я на практике изучал и работал в условиях, динамично развивающихся, межкорпоративных конфликтов с их быстрым обострением и признаками активного противостояния, которые свойственны, для большинства процедур банкротства.
Мой опыт антикризисного управления и практика примирения, помогли осознать мне, что последовательность действий – от исследования и решения проблем, до восстановления мира, как логического и хронологического результата данных «примиряющих» процессов, является не только неэффективной, но, скорее даже контрпродуктивной последовательностью действий, только усугубляющих конфликт.
Однако обратный порядок действий – от восстановления мира к совместному решению проблем, — приводил меня как арбитражного управляющего к совершенно неожиданному положительному результату даже в самых запутанных процедурах банкротства.
Я убеждён: подход — от примирения, к совместному решению проблем — является непреложным условием для исчерпывания конфликта, а не просто «примирением» сторон на базе компромиссного решения, которое всегда таит в себе потенциал нового витка конфронтации.
Кстати, наш Центр медиации и антикризисного управления — это то место, куда могут направляться и обращающиеся к властям граждане и организации вовлечённые в конфликтные ситуации, для мирного урегулирования их споров в соответствии с принципами и правилами техники Медиации и Открытого диалога.
Для вас медиация – это бизнес или внутренняя терапия?
— И межличностная медиация, и медиация бизнес-процессов, это мой новый развивающийся бизнес, который помогает людям, вовлечённым в конфликтные ситуации, проживать социально неприемлемые переживания.
Конечно же, это ещё и возможность личной творческой самореализации, через применение на практике моих знаний и компетенций, которые я приобрёл как арбитражный управляющий, профессиональный медиатор и фасилитатор открытого диалога.
За свою частную практику арбитражного управляющего мною проведено 73 процедуры банкротства. И я никогда не работал формально по шаблону – все процедуры были индивидуальны, не похожи друг на друга. Терапевтический эффект появляется, когда моя деятельность помогает сохранить здоровые отношения между людьми или сохранить бизнес и рабочие места при урегулировании межкорпоративных конфликтов.
Получается, что это и бизнес и внутренняя терапия одновременно, — ведь в результате проведения процедуры медиации преобладающее большинство клиентов достигают договоренностей, которые затем в 95% случаев исполняются в добровольном порядке. Для сравнения исполнимость судебных решений по статистике судебных приставов не выше 10%.
Автор: Хомяков Игорь
Продолжение https://2lead.ru/blog/2019-11-13-kak-proishodit-primirenie-storon-v-praktike-mediacii.html