Может ли ребенок, выполняющий приказ враждебной стороны, считаться предателем? На мой взгляд, пожалуй, нет. Что касается читателей, тут пусть каждый сам ответит для себя на сей вопрос, взвесив все "за" и "против".
...которые появятся в ходе размышлений.
В то время, как тема пионеров-героев была весьма популярна в СССР и освещена во всех деталях, о детях, которым довелось побыть с "другой стороны", не было сказано ни слова.
Наверное, было бы правильно не скрывать подобную правду.
В этом случае "портрет" врагов - захватчиков и оккупантов - получился неполным.
Меж тем, немецкие спецслужбы привлекали детей на оккупированных территориях для выполнения разведзаданий довольно часто.
В ход шли угрозы, шантаж, подкуп, террор в отношении родственников, запугивание.
С детьми, которых немцы таким образом заставляли идти на сотрудничество, расплачивались деньгами, вещами или едой.
В открытых архивах КГБ можно обнаружить информацию о том, что уже с 1941 года, с момента начала войны оккупанты засылали детей в расположение советских войск с разведывательными целями.
В одном из случаев особый отдел НКВД получил информацию о том, что немцы планируют перебросить пару ребят через линию фронта.
В результате проведенной операции одного ребенка, 11 лет, удалось задержать, второй скрылся.
Первый, в свою очередеь рассказал, что после проведения разведывательных мероприятий они должны были подать световые сигналы немецким бомбардировщикам.
Ракетницы им, соответвенно, выдали.
За выполнение задания младшему было обещано 2 тысячи рублей.
Старшему - 5 тысяч.
В качестве дополнительной мотивации им выдали новую одежду и обувь.
Дети во время войны, практически не привлекали внимания.
Не говоря о том, что в самом начале они запросто проходили немецкие патрули, то для своих, красноармейцев, объяснение, что местный паренек "идет домой, ходил за грибами, вышел не там, заплутал", вполне естественно.
Описанный случай, не единичный даже для начала войны.
В одном из случаев был задержан малолетний "разведчик", который признался, что до момента задержания переходил линию фронта и выполнял задания уже четыре раза.
В то же время он рассказал о том, что у немцев "разведчиков", подобных ему, семь человек, с которыми он был лично знаком.
Возраст их составлял от 13 до 16 лет.
Судя по тому, что позднее немцы организовали спецшколы для подготовки детей-разведчиков и диверсантов, результаты, которые они получили в самом начале войны, их вполне устроили.
Однако, далеко не все "ученики" стремились выполнять задания.
Некоторые сразу по прибытии на место высадки, направлялись сдаваться.
Были и те, кто просто "пропал" из виду и тех, и других.
Зимой 1945 года советскими спецслужбами была проведена операция, в результате которой в СССР были возвращены более 40 таких ставших "студентами поневоле".
В дальнейшем они проходили обучение в специальных детских домах и после выпуска почти все они уносили свою тайну с собой.