Найти тему

Зачем нужна атрибуция в диалогах

Приветствую вас, друзья. Надеюсь, вы бодры и активны назло всем стихиям. Сегодня для вас статья, тема которой будет интересна, прежде всего, тем, кто пишет художественные тексты.

Занимаясь редактурой, я часто отмечаю чрезмерное увлечение авторов атрибуцией в диалогах. Однако сейчас я работаю с текстом, где атрибуции совсем нет, и я понимаю, что это меня раздражает ещё больше. Впрочем, всё по порядку.

Что такое атрибуция

Диалог – это обмен фразами-репликами между людьми. В книге их правильнее называть персонажами, так как в художественном произведении может быть полноценный диалог и с кошкой, и с драконом и даже с чернильницей.

В тексте, кроме слов персонажей, в диалоге присутствует атрибуция. В широком смысле слова, в том числе в психологии, этот термин означает приписывание объекту каких-то характеристик, свойств, особенностей. А в литературе атрибуция – это слова автора, поясняющие реплики персонажей. Например:

– Ты завтра придёшь? – спросил с надеждой Олег.

– Нет, у меня завтра много дел. – Девушка сокрушённо вздохнула, показывая, что от неё здесь ничего не зависит.

Однако изменится ли смысл этого диалога, если вообще убрать слова автора?

"Чаепитие" Худ. Чарльз Блэр Лейптон.
"Чаепитие" Худ. Чарльз Блэр Лейптон.

Нужна ли атрибуция?

Это непростой вопрос. Ведь в реальной жизни никто не стоит в сторонке и не поясняет реплики собеседников. И есть авторы, которые убеждены, что нет никакой необходимости в «захламлении» текста ненужными словами. Тем более когда в диалоге участвуют двое, и так можно понять, кому какие слова принадлежат. Правда, в этом случае диалог начинает напоминать игру в настольный теннис, и чтобы разобраться, кому принадлежит реплика, иногда приходится возвращаться к «первой подаче». Так себе развлечение, надо сказать, особенно если диалог длинный.

Да, в реальной жизни специальных «комментаторов» нет, но общающиеся и так могут видеть, какие эмоции испытывает собеседник, что он в это время делает, куда смотрит и т. д. Люди активно используют мимику, жесты, интонацию, выражение глаз, передавая с помощью невербальных средств огромный массив информации.

Вы знаете, что в реальном живом общении невербалика занимает до 80% коммуникации, а слова, речевые средства только 20%? Например, ваш партнёр/партнёрша удивлено спрашивает: «За что ты на меня обиделся? Что я тебе такого сказала?». Так вот собеседник обиделся не на те 20%, что ему озвучили с помощью слов, а на те 80% , что ему транслировали с помощью интонации, выражения лица и глаз, жестов и поз.

Художник Карл Швенингер младший. Смотрите, сколько экспрессии в движениях и выражении лиц.
Художник Карл Швенингер младший. Смотрите, сколько экспрессии в движениях и выражении лиц.

Автор лишён такой возможности, в его арсенале только 20-30% процентов от всей человеческой коммуникации. Поэтому он должен дополнять фразы героев атрибуцией, сообщая о чувствах собеседников, об их отношении друг к другу, об изменении окружающей обстановки и т. д.

Даже просто сообщение о том, кто это говорит, может облегчить читателю восприятие текста, особенно если собеседников больше двух.

Виды атрибуции

Можно выделить два вида атрибуции.

Во-первых, традиционная, указывающая на того, кто произносит реплику. В приведённом примере, это атрибуция к первой фразе:

– «Ты завтра придёшь?» - с надеждой спросил Олег.

Такая атрибуция обязательно содержит атрибутивный глагол, обозначающий речевое действие: «сказал», «произнёс», «вскрикнул», «ахнул», «прошептал», «проворчал», «запричитал» и т. д. В качестве атрибутивных глаголов также могут использоваться слова, связанные с выражением эмоций: «возмутился», «обиделся», «рассердился», «насторожился» и т. д.

Знаки препинания при такой атрибуции классические для диалога: запятая (знак вопроса, знак восклицания) и тире после слов персонажа. А атрибутивная фраза начинается со строчной (маленькой) буквы. Причём это всегда, даже если реплика героя заканчивается восклицательным или вопросительным знаком.

Такая же атрибуция может быть внутри слов персонажа:

– Ты завтра придёшь? – с надеждой спросил Олег. – Я буду очень ждать.

Приятная картинка из свободного доступа.
Приятная картинка из свободного доступа.

Второй вид атрибуции не связан непосредственно с речевым действием. Это слова автора, описывающие поведение персонажа во время разговора. Они не содержат атрибутивного глагола, поэтому оформляются, как обычное самостоятельное предложение.

В моём примере это ответ девушки:

– Нет, завтра у меня много дел. – Девушка сокрушено вздохнула, показывая, что от неё здесь ничего не зависит. – Но мы обязательно встретимся.

Я намеренно добавила продолжение фразы, демонстрируя, что этот тип атрибуции тоже может быть внутри слов персонажа. Раньше такие самостоятельные, не связанные с речью ремарки принято было выносить в отдельный абзац, сейчас же они чаще вставляются в диалог, но сохраняются знаки препинания самостоятельного предложения.

После слов персонажа ставится знак окончания предложения (точка, многоточие, восклицательный, вопросительный знак), и атрибутивная фраза начинается с заглавной буквы. Если в середине фразы – то заканчивается точкой, и продолжение слов – с прописной буквы. Обратите внимание на пример.

Правда, иногда авторы очень увлекаются такой атрибуцией, и в реплику персонажа вклинивается описание его настроения, одежды, оружия, разнообразные мысли и воспоминания, изменения погоды и ещё что-то. В итоге между началом и концом реплики оказывается целый рассказ, что мешает и восприятию диалога, и нарушает связность текста.

Душевная беседа
Душевная беседа

Функции атрибуции

Несмотря на то что в ряде случаев без атрибуции можно обойтись, от неё не стоит отказываться, так как она выполняет важные функции.

  • Указывает на то, кто произносит слова.
  • Передаёт эмоциональное состояние персонажей, их отношение к собеседнику и ситуации.
  • Описывает важные для эпизода действия, которые происходят непосредственно во время разговора.
  • Показывает изменения в обстановке, которые происходят в процессе общения и имеют значение для сцены.
  • Помогает характеризовать героя, его поведение, особенности характера, какие-то специфические движения (теребит мочку уха, крутит пуговицу собеседника, шмыгает носом и т. д.).
  • Просто разнообразит диалог, добавляя ярких штрихов к образам персонажей.

Так что атрибуция – вещь полезная. Но увлекаться ею не стоит. Впрочем, как всегда, всё хорошо в меру.

На сегодня все. Желаю добра и вдохновения. Кто хочет почитать ещё о диалогах и их значении в тексте может заглянуть в другие статьи.

«Зачем в тексте диалоги»

«Самые распространённые ошибки в диалогах»