Найти тему
Музей истории религии

О Дзене в Дзене

Публикуя и просматривая материалы в Яндекс.Дзен задумывались ли Вы, что такое дзен, где и когда он возник? В Музее истории религии, как нигде знают ответ на этот вопрос. Ведь для нас Дзен это не столько название платформы в Яндексе, сколько предмет пристального изучения.

Бодхидхарма, Япония, XIX в., бумага, шелк
Бодхидхарма, Япония, XIX в., бумага, шелк

Возникновение дзэн (кит. чань) – наверное, наиболее интригующей школы буддизма, связывают с приходом в 6 веке в Китай из Индии проповедника буддизма Бодхидхармы (яп. Бодайдарума). Фигура эта во многом легендарная, однако, именно он считается основателем чань-буддизма и его первым патриархом. Само слово «чань» - китайский вариант санскритского слова «дхьяна» - созерцание или сосредоточение. Дзэн – его японская транслитерация. Именно сосредоточение или медитация является основным инструментом достижения просветления - главной цели религиозного пути адепта буддизма.

Как и буддизм в целом, дзэн-буддизм развивался в Китае не на пустом месте. Там уже были достаточно мощные в культурном отношении традиции, которые не могли не оказать своего влияния на новое учение. В частности, дзэн впитал многое из даосского мировоззрения. Одна из важнейших концепций китайской философской мысли и прежде всего даосизма - «у-вэй» (яп. му-и) или неделание, стало важной частью дзэн-буддизма. Этот термин не означает ничегонеделания вообще. Под ним понимается лишь не делать ничего, исходя из желаний собственного эго, т.е. «Я», которое рассматривается в качестве «ложного». Действие вне намерений, вне концепций, спонтанно, не опираясь на логическое мышление и есть одна из отличительных особенностей дзэн-буддизма.

Литография с изображением бонзы секты Дзэн-сю, Япония, XIX в.,
бумага
Литография с изображением бонзы секты Дзэн-сю, Япония, XIX в., бумага

Достижение такого особого состояния сознания называют «сатори» - просветление или «постижение своей истинной природы». Достигнув сатори, адепт способен воспринимать реальность в ее «таковости», не омраченной сознанием и вне его клише и ярлыков, пребывая «здесь и сейчас». Кроме того, как считается, в результате устраняется двойственность сознания, деление на «я» и «это». Именно достижение сатори легло в основу многих традиционных японских искусств, таких как чайная церемония, икэбана, боевые искусства и пр., когда дистанция между субъектом и объектом исчезает, как и любой зазор между стимулом и откликом. Мастера говорят, что это расстояние должно быть как между камнями, когда высекают искру. Этот принцип, положен и в основу знаменитых коанов – алогичных задач, которые невозможно решить с помощью логических размышлений. Разум ученика в этом случае, не справившись с парадоксальностью задачи, «зависает» и отключается, выпуская наружу «истинную природу».

Однако существуют и побочные эффекты. Известно множество историй, когда монахи, постигшие свою истинную природу, не могли уже вести жизнь, соблюдая обычные для людей условности, и зарабатывали репутацию чудаков и безумцев.

P.s. Лайки приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, где-то улыбается музейный smm-щик)

Пишите в комментариях, хотели бы узнать, что такое карма?