В 2018 году Lux Express на своем маршруте между Петербургом и Хельсинки открыла остановку в аэропорту финской столицы. К этому времени компания уже четыре года занималась регулярными автобусными перевозками на этой линии, внедряя решения, которые никто из перевозчиков на финском направлении не предлагал.
Об этом этапе рассказывает менеджер по продажам и маркетингу российского представительства Lux Express Наталья Арефьева.
Почему было принято решение открыть линию Санкт-Петербург-Хельсинки?
Разработка этого проекта длилась около четырех лет. Пассажирские перевозки из Петербурга в Финляндию – это динамичный рынок с большим потенциалом роста. Маршрут Санкт-Петербург-Хельсинки очень подходит для бизнес-модели Lux Express – короткие поездки продолжительностью 6-7 часов между крупными городами Балтийского региона. Тогда из наземных перевозчиков на этом направлении работали скоростной поезд, поездка на котором объективно дороже путешествия с Lux Express, большое количество чартерных перевозчиков и единственный регулярный перевозчик с одним отправлением в день.
В отличие от линии Санкт-Петербург-Таллин здесь практически не было возможности совершить поездку на комфортабельном автобусе с высоким уровнем сервиса. Чартерные микроавтобусы или экскурсионные маршруты несли в себе ряд рисков, которые пассажир брал исключительно на себя: задержки при пересечении границы (общая очередь), отсутствие обязательного страхования перевозчика и гарантий в случае поломки автобуса или ДТП.
Нашими преимуществами было то, что компания является регулярным перевозчиком с богатым опытом работы на международных линиях. А нашими автобусами управляют мастеровитые водители, клиентам доступна круглосуточная служба поддержки на русском и английском языках, билеты можно купить за 180 дней до отправления, что удобно при планировании отпуска, есть возможность выбрать место, вернуть билет или изменить дату поездки. На момент старта мы закупили современные автобусы Scania Irizar i6, которые приехали прямо с испанского завода, уже оснащенные бесплатными для клиента дополнительными услугами на борту.
Сколько было рейсов в самом начале и когда состоялось первое отправление?
Оптимальное количество рейсов для запуска такой линии – это по три в каждую сторону. Было утреннее, дневное и вечернее отправления. Для пассажиров это довольно гибкий выбор.
Первое отправление состоялось 2 июня 2014 года. Автобус был заполнен, мы организовали символическое разрезание ленточки перед входом в салон. Всем пассажирам рейса компания подарила памятные сувениры.
Если смотреть на итоги, то в 2017 году (последний год перед увеличением числа отправлений) мы перевезли в 2,5 раза больше пассажиров, чем в первый год работы на маршруте.
Какие были сложности при запуске этого проекта?
Каких-то серьезных трудностей не было. Волнительным моментом было получение разрешения на перевозки от финских властей. Они работают очень четко и сдержанно, не опережают график. И когда тебе сказано, что надо ждать конкретной даты, то ты хочешь, чтобы ответ пришел раньше или было какое-то заведомо уведомление в электронном виде. Но в случае с финнами этого не было: разрешение было получено в конкретную дату, о которой они и говорили.
Многие пассажиры, которые стали пользоваться этой линией, уже были нашими клиентами. А новыми стали как раз те, кто регулярно ездил в Финляндию, но использовал для этого другой транспорт. Вообще с нашим набором услуг на борту мы были первопроходцами на этом направлении.
Возможно, отдельной трудностью можно назвать поведение организации, объединяющей чартерных автобусных перевозчиков. Плохо разобравшись в вопросе, они выступили с обращением к Президенту России, где выразили свое недовольство тем, что на линии Петербург-Хельсинки появилась новая «иностранная» автобусная компания. Но в России мы работаем как российское юридическое лицо. И, кроме того, регулярные пассажирские перевозки вполне успешно могут сосуществовать с заказными. Время показало, что регулярные перевозки на этой линии стали востребованы среди жителей Петербурга и граждан зарубежных стран.
Какие были остановки на маршруте?
В первые несколько лет у нас было три промежуточные остановки на территории Финляндии. Это Ваалимаа – местечко сразу после пересечения финской границы, где мы останавливаемся и сейчас. Дальше - отель Лейкари в поселке Рантахака, расположенный между Коткой и Хаминой. Рядом с ним была остановка междугородних автобусов, откуда пассажиры могли добраться до ближайших городов. И уже в южном порту Хельсинки около терминала Олимпия. Остановка была удобной для тех, кто продолжал свое путешествие по Скандинавии на пароме.
Вокзал Kamppi в Хельсинки – не совсем обычный. Как пассажиры на него реагировали?
Действительно, сам вокзал – это подземная часть большого торгового комплекса. И мы получали очень много вопросов о конкретном месте конечной остановки автобуса. Многие клиенты считали, что остановка должна находиться рядом с торговым центром, но никак не внутри него самого, да еще и под землей.
Сколько времени занимал путь между Петербургом и Хельсинки?
В нашем расписании он занимал 7,5 часов. Но с годами время в дороге сократилось – построили центральный участок ЗСД, расширили участок трассы «Скандинавия», к нашим автобусам привыкли таможенные и пограничные службы. И сейчас, даже с учетом остановки в Вантаа, до Хельсинки можно доехать за 7 часов.
Какие были отзывы от пассажиров, кто впервые воспользовался автобусами Lux Express?
Новая линия дала и дополнительных клиентов Lux Express, кто раньше еще не ездил с нами. От них мы получали вопросы о том, работает ли кофеаппарат во время движения и будет ли открыт туалет в дороге. И, конечно, было много отзывов от пассажиров с детьми, которые проводили поездку с играми на наших мультимедийных устройствах. Из того, что запомнилось: «Спасибо от шумных неугомонных детей, которые не хотели уходить из автобуса после семичасового переезда»; «Отдельное спасибо за то, что в планшетах есть Angry Birds! Это спасло автобус от неминуемого разбора на запчасти детками».
Кому из иностранцев, помимо жителей Финляндии, особо приглянулась эта линия?
Самой большой популярностью в первые четыре года маршрут пользовался у граждан Швеции, Бразилии, США, Канады, Южной Кореи и Аргентины.
Пассажиры давали какие-то советы или просили что-то изменить в работе компании на этой линии?
Да, из основного можно выделить три. Добавить утренний рейс, который бы отправлялся не в 6:15, а позже. В результате в 2019 году появилось отправление из Петербурга в 7:45. Еще одна просьба – добавить остановку в Котке. Так мы перенесли ее от отеля, о котором я упоминала, в пригород Котки – Кархула. Сам город находится далеко от трассы Скандинавия. И третья просьба, реализация которой серьезно изменила наш имидж на финском направлении, - это остановка в аэропорту Хельсинки-Вантаа, открытая в 2018 году.