В прошлые «нефтяные» кризисы, в том числе зимой-весной 2016 года, подобные сегодняшним (ссылка) оральные интервенции:
Сооснователь Gunvor Group Торбьорн Торнквист: «Физический рынок страдает, но худшее еще впереди. В полной мере последствия избытка предложения мы увидим через пару недель». (с)
Аналитик IHS Markit Ltd. Роджер Диван: «До сих пор резкие рыночные дисбалансы существовали, в основном, в бухгатерских книгах. В ближайшие две-три недели мы увидим, как физический дисбаланс проявляется на физических рынках». (с)
— говорили, скорее, о формировании минимумов и о попытках загнать спекулянтов (в торговле фьючерсами / производными на нефть) в противоположном направлении — для получения комфортного уровня ликвидности. Сегодняшние же заявления уже звучат как паника.
В силу действий, которые предпринимают национальные правительства по всему миру, выход из кризиса будет длительный и «страхи» населения, связанные с восстановлением уровня потребления, будут сохраняться еще какое-то время даже после прохождения основной волны коронавируса. Это не позволит быстро восстановиться ни промышленности, ни сектору услуг: в Китае, США, ЕС, Японии, Индии — крупнейших потребителях нефти.
Сегодня дисбаланс на рынке нефти приближается (ссылка) к прогнозной цифре в 20 млн баррелей в сутки (превышение предложения над спросом). Из-за усиления мер карантина и только развития процесса эпидемии в большинстве стран мира — до пика еще несколько недель. При этом те же IHS Markit предупреждают о том, что в течение 3-4 месяцев все «емкости» для «оптового» хранения нефти в мире могут быть заполнены.
Уже сегодня, понимая это, многие страны еженедельно наращивают дисконт к ценам на свою нефть. Реальные цены в отдельных случаях уже уходят в моменте ниже $10 за баррель. Сами фьючерсы на Brent пока торгуются у отметок $27-25 (текущий контракт):
— и держатся «на честном слове» и, по сути, в отрыве от складывающейся рыночной ситуации (следующая неделя выглядит уже очень негативно по перспективе цен на торгах).
Буквально 18 марта мы с вами голосовали в телеграм-канале (ссылка) и результаты по прогнозам цен на нефть были следующие:
— то есть большинство участников (55%) не видят цены ниже $25-20. При прошлом нашем голосовании — в июле 2015 года (5 лет назад) — относительно перспектив цен на нефть — большинство видело ситуацию довольно-таки точно. Цена за баррель Brent тогда стояла у $53, а цены в итоге упали до прогнозных $27 за баррель (ссылка):
Сколько будет стоить нефть?
- 27 баксов будет в трехлетней перспективе35 голосов
- сильно ниже 50 не упадем33 голоса
- 37 баксов уже скоро27 голосов
- 17 баксов в моменте тоже тронем24 голоса
Всего голосов: 11928.07.2015 - 28.07.2015Опрос закрыт
Посмотрим, как в этот раз с «прозорливостью» читателей канала. Следующие 5-20 недель будут показательными для нефти, которая на бирже не падает в ожидании ослабления активной фазы мер правительств (против коронавируса и его ослабления) и учитывая вливания ликвидности мировых центробанков в рынок (одна только ФРС США говорит о цифрах в ~ 2 трлн долларов). Однако ситуация на реальном рынке не учитывает влияние действий ФРС и ЕЦБ, а ориентируется на реальный спрос и действия конкурентов — отсюда такие дисконты и реальные цены.
То, что цены могут упасть существенно ниже в ближайшее время или на втором этапе падения (после отскока), риск есть и он существенный. Напомню, что в 2016 году (ровно 4 года назад, ссылка) мы рассматривали такой сценарий как гипотетический и говорили о том, что к нему неплохо было бы подготовиться.
Подготовился ли к этому кто-то в России за 4 года? Что было сделано для диверсификации экономики? Ничего. Как сидели на нефтегазовой игле, так и сидим.
Напомню цитатой рассуждения 4-летней давности (см. запись Сможет ли экономика России выдержать цену нефти в 4-7 долларов за баррель?):
>> Сможет ли экономика России пережить 4-7 долларов за баррель?
>> Сейчас нет смысла говорить о том, что это производство в убыток. И, кажется, будто никто этого не допустит…. Понятно, что ближе к 27 (и тем более, к 17) долларам за баррель (при условии, что цены встанут там на несколько месяцев) в мировой экономике начнут происходить качественные изменения. И это может изменить соотношение между спросом и предложением — и, как следствие, изменить цену на нефть. Может. Но не изменит. Каждый производитель (при любом локальном росте спроса) будет тут же наращивать добычу и предлагать дисконт покупателю, чтобы покрыть свои убытки / дефицит / маленькую маржу в абсолюте за предыдущий период (и в страхе, что дальше будет хуже, и потому сегодня по любой цене нужно максимум добирать). //
Если Вы посмотрите на сегодняшние действия стран-экспортеров, то произошло ровно то, о чем я и предупреждал 4 года назад: будет нефтяная война — при снижении нефть к критичным уровням и росте рисков снижения цен ниже $10. Она и началась. Страны зашевелись в своей «маркетинговой» политике — а значит, риски растут.
Смогут ли цены стать условно отрицательными (нефть будут выливать)? Хочется верить, что нет. Потому что это возможно в случае, если эпидемия коронавируса не остановится в ближайшие 6-12 месяцев, а значит, цены на нефть будут последним, о чем мы будем думать. Перед миром массово встанут риски:
- национализации (спасения) крупнейших бизнесов;
- перехода на изоляцию с полным нарушением межнациональных связей;
- миграция населения из городов в более мелкие населенные пункты — как следствие обрушение инфраструктуры (чрезмерный износ либо наоборот вследствие консервации — остановка и проблемы с дальнейшим запуском);
- развитие инфляционных процессов (вплоть до гиперинфляции; основу под них сейчас уже ФРС закладывает);
- падение рынка недвижимости и банковских систем в их классическом понимании;
- падение реальных доходов населения (массовая бедность), тотальная безработица, развитие карточных систем (система выдачи продуктов по карточкам);
- изменение мировой экономической парадигмы.
Да, это даст другие шансы и другие возможности в будущем, ускоренное развитие технологий (опять же за счет государства) — изменение мира: развитие дистанционных технологий, роботизация, — но это принесет и разобщение общества / декоммуницируемость.
Поэтому, понимая возможные риски, хочется, чтобы человечество и руководители отдельных государств (особенно — некоторые особо упоротые в своем превосходстве и непрофессионализме) сделали вывод из текущей ситуации. Раз, не смогли его сделать, в 2016 году. И занялись оценкой рисков (в том числе нового рода), подстраивая развитие экономики с учетом этих рисков. А нам с вами стоит взять за основу тот факт, что цены на нефть возвращаются на довольно-таки продолжительное время к новым уровням (пока не будет введено эмбарго в отношении одного из крупнейших экспортеров нефти).
Что делать и как ситуация может развиваться в России, мы с вами подробно обсуждали в записи Россия в кризисе 2020-2022: прогноз. Перечитайте ее.
Движение по описанному сценарию уже началось — гаечки начали закручивать (ссылка), начиная со вкладов (налоги) и рынка долговых бумаг. Растут риски мягкой национализации и доходов и временной — капиталов. Ситуация (с отскоками, конечно) но в России в этом направлении будет ухудшаться. К этому периоду элита готовилась с 2011 года. В этом смысле особенно актуальными становятся наши записи с тегом 2030.
Оригинал данной записи вы можете прочитать на нашем сайте по ссылке https://ecworld.fund/mogut-li-tseny-na-neft-stat-otritsatelnymi-i-chto-zhdet-mir-v-etom-sluchae/
_
Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, получать больше полезной информации, разобраться, когда выгоднее покупать валюту, акции, золото или нефть, а когда необходимо от них избавляться, если Вы хотите научиться эффективно управлять Вашим капиталом / сбережениями, опережая инфляцию, то обязательно присоединяйтесь к чтению скрытых записей нашего сайта ECWORLD.FUND по ссылке.
Не забудьте подписаться на телеграм-канал https://t.me/ecworld, чтобы оперативнее получать уведомления о новых записях на сайте — заходите и нажимайте внизу канала кнопку JOIN.